Настольные игры для детей. Настольно-дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста Словесная дидактическая игра «мастер-загадкин»

Самый главный вопрос, которым задаются все родители: как подготовить ребёнка к взрослой жизни. Главным помощником в этой работе выступает детский сад, где малыш проводит большую часть своего времени. А значит, работа дошкольного образовательного учреждения и семьи должна быть согласованной. В том числе это касается и таких важных с точки зрения успешности учебно-воспитательного процесса приёмов, как игры. Одним из самых методически востребованных видов деятельности в ДОУ являются настольно-печатные игры.

Цели и задачи настольно-печатных игр

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • пазлы;
  • лото;
  • домино;
  • шашки и др.

Настольно-печатные игры - важная часть предметно-развивающей среды в детском саду

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:

  • закрепление или отработка полученных знаний;
  • развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
  • тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
  • воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:

  • закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
  • учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
  • выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
  • вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе - начинаются выяснения отношений и ссоры);
  • формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
  • методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
  • поощрять самостоятельность малышей.

Это интересно. Учёные доказали, что устройство мозга человека в детском возрасте позволяет ничего не забыть, а отложить в своеобразный «портфель». Со временем все проигранные ситуации закрепятся, усвоятся и войдут в привычку поведения малыша.

Наглядный материал

Визуализация - это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов - цельное изображение в роли подсказки.

С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:

  • сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
  • пазлы (в том числе и объёмные);
  • наборы лото и домино;
  • кубики;
  • мозаики;
  • «бродилки» с фишками и игральным кубиком.

Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект

Это интересно. Простые пазлы можно сделать и своими руками. Достаточно разрезать на несколько неровных частей открытки с сюжетом, понятным всем.

Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой - тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.

Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.

Видео: пример настольно-печатной игры «Противоположности» в виде пазла

Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста

Возраст/группа Особенности развития Игры Примеры Время Примечания
2–2,5 (первая младшая) Игры должны быть с сюжетными картинками
  • кубики;
  • пазлы;
  • цветные картинки;
  • мозаика;
  • дидактические игры.
  • «Третий лишний»;
  • «Угадай дерево» (сравнить и выявить различия между двумя/тремя предметами);
  • «Кто что ест» (описать овощи/фрукты, изображённые на картинке) и т. д.
До 5 минут Если режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной
3–4 (вторая младшая) Интерес к играм в парах
  • складные кубики;
  • мозаика;
  • пазлы;
  • разноцветное домино;
  • геометрическое лото.
  • «Чьи детки?» (закрепить знания о домашних животных и их детенышах);
  • «Сложи квадрат»;
  • «Садовник» (ведущий выбирает садовника, который смотрит на картинку и, не называя, описывает овощ/фрукт).
7 минут Работа направлена на развитие речи
4–5 лет (средняя) Работа в микрогруппах (3–4 человека)
  • дидактические игры с картинками;
  • кубики;
  • пазлы;
  • лото (с картинками);
  • домино (с картинками);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Сложи узор»;
  • «Поможем кукле» (закрепить знания о предметах и их предназначении);
  • «Где это можно купить?» (на большие карточки с магазинами дети кладут картинки с изображением продуктов).
7–8 минут
5–6 лет (старшая) Осознанное участие в командных играх
  • дидактические игры (например, парные картинки);
  • кубики;
  • лото;
  • домино (с картинками и цифрами);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «С какого дерева листок» (дети берут карточку с изображением листочка и определяют, с какого дерева он слетел);
  • «Летит, плывёт, едет» (закрепить знания о видах транспорта: наземном, воздушном, водном).
10 минут Совмещение физической активности взрослого и ребёнка
6–7 лет (подготовительная) Нетерпимость по отношению к помощи взрослого
  • дидактические игры;
  • лото (с картинками, цифрами и буквами);
  • домино (классическое);
  • шашки;
  • бродилки;
  • шахматы (если программой предполагаются занятия этим видом спорта).
  • «Шиворот-навыворот» (подбор противоположных понятий, например, ведущий выкладывает картинку с осенью - дети описывают весну и пр.);
  • «Кому что нужно для работы?» (закрепить знания об орудиях труда, воспитывать интерес к труду взрослых).
10–12 минут Дети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения заданий

Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость

Картотека настольно-печатных игр в детском саду

Картотека готовых игр группируется в соответствии с возрастом детей, что находит своё отражение и в решаемых задачах, и в содержании игры.

Первая младшая группа

Для этой категории малышей уместно использование материалов, предполагающих складывание цельных картинок из отдельных кусочков, обычно их чётное количество (от 4 до 6). Кроме того, нужно использовать мозаики, которые развивают мелкую моторику. В этом виде игр используется складывание картинок на основе шаблона.

Мозаика «Сложи картинку» развивает мелкую моторику малышей

Ещё один важный нюанс, касающийся методики проведения игры: поначалу малыши выполняют задание сами с помощью взрослого, затем без ассистента. Последним, самым сложным этапом работы может быть складывание картинок на скорость, но без соревновательного момента. Парные или коллективные игры на занятиях не вводятся, у каждого участника должен быть свой комплект материалов, чтобы исключить возможность ссоры.

«Кто спрятался в кубиках?»

  • познакомить детей с основными представителями домашних и диких зверей;
    развивать навык складывания элементов в единый сюжет;
  • повышать познавательную мотивацию.

Инструкция:

  1. «Ребята, перед вами картинка с изображением животного, но она распалась на 4 части. Рассмотрите их». Примечание: если дети выполняют такое задание не первый раз, то можно попросить назвать те части тела, которые есть на гранях кубика.
  2. «А теперь попробуйте сложить зверушку. Для этого найдите кубик, на котором изображена голова, и к нему приставьте остальные».
  3. Вместе с детьми называем получившееся животное.

Мозаика, геометрические фигуры

  • закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала);
  • помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением;
  • развивать внимание, память;
  • воспитывать настойчивость в работе.

Инструкция:

  1. Дети получают набор геометрических фигур и основу (картонную или деревянную, пластиковую) с углублениями. «Ребята, назовите фигуры, соответствующие каждому углублению».
  2. «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».

В первой младшей группе дети играют не вместе, а рядом

Вторая младшая группа

Кроме методических тонкостей, характерных для первой младшей группы, добавляется элемент командной игры.

Домино «Животные»

  • закрепить знания детей о домашних или диких животных;
  • научить соотносить зрительный и слуховой образ слова;
  • развивать внимание, речь;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Инструкция:

  1. Каждый малыш получает по 4–5 костяшек.
  2. Воспитатель кладёт первую кость.
  3. Малыши по очереди приставляют подходящие картинки животных.

На этом этапе можно давать задания для выполнения в парах.

Во второй младшей группе можно понемногу вводить элементы работы в парах

«Третий лишний» (тема «Посуда»)

  • научить детей отделять лишний элемент от объединённых каким-то признаком;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 3 картинки.
  2. «Ребята, посмотрите на картинки, назовите предметы».
  3. «Какой элемент и почему лишний?»

Средняя группа

В работе с этой возрастной группой акцент делается на развитии речи. Поэтому все игры подразумевают детальный комментарий по ходу.

«Какое время года?»

  • закрепить знания малышей о временах года и определяющих их признаках;
  • развивать речь, логическое мышление.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт детям по 2–3 картинки с изображением характерных примет того или иного времени года (например, дети лепят снеговика, деревья в снегу, дворник расчищает дорожки).
  2. «Ребята, не показывайте никому свои картинки. Мы будем отгадывать то, что на них изображено». Обращаясь к малышу, просит описать его то, что нарисовано на первой карточке.
  3. Кто угадал, называет время года.
  4. Тот, кто загадывал, показывает картинку, чтобы убедиться, что сезон угадан верно.

Игра «Какое время года?» развивает логическое мышление и речевые способности ребёнка

«Парные картинки»

  • тренироваться находить сходства и различия между двумя картинками, научить отбирать одинаковые;
  • воспитывать умение выполнять правила игры.

Инструкция:

  1. Учитель берёт 2 картинки, на которых изображены одинаковые предметы. Спрашивает что это, а также даёт добавочную информацию (они одинаковые).
  2. Затем педагог раздаёт детям по 6 карточек и просит найти пары.

В игре «Парные картинки» развивается способность объединять предметы на основании определённых признаков

Для усложнения можно выставить картинки в столбик, раздать малышам по набору из 3–4 карточек и попросить найти для своих пары в общем столбике.

Старшая группа

Отличительной особенностью работы с детьми этого возраста является то, что малышей нужно научить сопоставлять предметы по объединяющему признаку.

«Цифры»

  • обучить порядковому счёту от 1 до 10;
  • научиться сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке;
  • тренировать произвольное внимание, воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 2–3 центральных блока с изображениями цифр и 10 фигурных карточек с изображениями предметов в количестве от 1 до 10.
  2. Малыши должны соединить центральный блок с подходящими фигурными, чтобы получился цельный круг.

Игра «Цифры» тренирует навыки счёта и произвольное внимание

Подготовительная группа

«Что нужно врачу?»

  • обобщить знания детей о профессиях и расширить знания о назначении тех или иных предметов, связанных с работой;
  • развивать мелкую моторику, речь, умение логично строить высказывания.

Инструкция:

  1. На столе лежат разрезанные картинки (например, орудия труда).
  2. Дети собирают целые эпизоды.
  3. Объясняют предназначение полученных изображений.

«Когда это бывает?»

  • закрепить представления детей о временах суток;
  • воспитывать терпение и внимание.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает набор картинок с изображением сюжетов, относящихся к разным временам суток.
  2. Дети по очереди называют, что это за время и описывают свою картинку (например, «Это утро, потому что мы делаем зарядку»).

Игра «Когда это бывает?» закрепляет представления дошкольников о временах суток

Временной план игры

Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:

  1. Введение - 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
  2. Собственно игра - 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
  3. Подведение итогов - 1–2 минуты. На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого

Пример хронометража игры «Где это можно купить?»

При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.

  1. Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
  2. Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
  3. Подведение итогов (3 минуты).

Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире

Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»

Автор Макрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи
Название Фрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото»
Возраст детей, группа 3–4 года, младшая
Описание игры «Что за форма» <…Цель: учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; развивать умение находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит воспитатель.
Ход игры:
  1. Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает картинки и предлагает по очереди назвать геометрическую форму предмета. Объясняет, чем отличается шарик от кубика.
  2. Предлагает построить домик из кубика и призмы, проложить к нему дорожку из кирпичиков. Обращает внимание детей на размеры «строительных материалов».
  3. Воспитатель просит каждого ребёнка взять по одной геометрической форме и назвать её.
  4. Дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки…>
Описание игры «Лото» <…Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растёт; закрепить знания об овощах, фруктах и цветах.
Ход игры:
  1. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад и цветник, и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов цветов. Дети рассматривают маленькие карточки.
  2. Воспитатель спрашивает у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней, где она растёт (на дереве). Затем уточняет, где растёт дерево вишня. Дети отвечают, что в саду. Воспитатель спрашивает, где растут цветы (в лесу, на клумбе, на лугу), огурцы (на грядке в огороде) и другие овощи.
  3. Педагог даёт детям рассмотреть карточки, на которых изображены огород, сад и цветник.
  4. «Сейчас вы будете играть так, чтобы всё, что растёт в огороде, появилось в огороде, что в цветнике, попало в цветник, что в саду - в сад. Все предметы должны встать на свои клеточки на карте».
  5. Кто первым закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…>

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html

Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Настольная игра – ходилка «В поисках кленового листа» для детей старшего дошкольного возраста

Назначение : игра, изготовленная своими руками по теме "Осень", пригодится в работе педагогов дошкольного образования, а также родителям для совместной игры с детьми
Цель: систематизация знаний детей по теме «Осень»
Задачи : формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами; уточнять знания детей об осенних признаках;
развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас; развивать мелкую моторику;
упражнять в количественном счёте;
прививать детям любовь к художественному слову;
воспитывать культуру игры (соблюдать правила, проявлять честность, радоваться успехам)

Немного из истории …
Игра-ходилка - одна из старейших классов настольных игр. К XIX веку появились первые настольные детские игры, имеющие не только развлекательное, но и образовательное значение, помогающие осваивать историю, географию, астрономию: "Русский крейсер", "Кругосветное путешествие", "Настольный планетарий". После октябрьской революции игры наполнились идеологическим содержанием: "Красная Армия", "Вперед, пионер!", "Электрификация". Шестидесятые годы возродили добрые игры со сказочными сюжетами: "Дюймовочка", "Гуси-Лебеди", "Старик Хоттабыч". В девяностых, в период компьютерного бума, казалось, бумажным играм придет конец. Однако они выжили, сейчас их великое множество, и обращаются к ним дети самых разных возрастов.
Многие скажут, что «бродилками» можно лишь скоротать досуг, но это вовсе не развивающие игры. А вот и нет! Игры с кубиками и фишками очень полезны, причем развивают они самые разнообразные умения и навыки: во-первых, это социальные навыки;
во-вторых, настольные игры отлично развивают мелкую моторику и координацию движений;
третий плюс – развитие концентрации и внимания;
в-четвертых, кидая кубик и отсчитывая ходы, малыш между делом знакомится с понятием количества, осваивает навыки порядкового и количественного счета, учится соотносить количество (в данном случае, точек на кубике) со знаком (цифрами);
в-пятых, большинство детских игр-бродилок основаны на сюжетах хорошо знакомых малышу сказок или мультфильмов, и такая игра – хороший способ активизации читательского интереса.
Описание:
Предлагаемая настольная игра - ходилка на осеннюю тематику приглашает детей пройти вместе с желудями – фишками по осенней тропинке из кленовых листочков, которые оставил за собой большой кленовый лист.

Для того, чтобы до него добраться нужно будет выполнить различные задания (« С какого дерева листок?», загадки, осенние ребусы, « Расскажи как звери к зиме готовятся», фанты ).







Все игровое поле содержат яркие осенние иллюстрации, по которым дети закрепляют знания об осенних признаках.
Правила настольной игры-ходилки:
В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков.
Нужно поставить фишки на «Старт» . Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.
Если фишка остановилась на листочке оранжевого цвета - игрок двигается дальше по указанному направлению. Фишка, попавшая на листочек красного цвета означает пропуск одного хода. Если фишка попадает на листочек зеленого цвета , игрок бросает кубик ещё раз.
Если фишка останавливается на желтом листочке это дает право для дополнительного хода сопернику, идущему самым последним.

Опыт педагогов-практиков показывает (Адашкявичене Э. Й., Гришин В. В., Фролов В. Г., Юрко Г. П., Змановский Ю. В. и др, что дети дошкольного возраста могут освоить элементы разных спортивных игр: баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др. В тоже время для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости, а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости.

Все комплексные программы по физическому воспитанию дошкольников включают обучение элементам спортивных игр и упражнений (в том числе настольного тенниса) со старшего дошкольного возраста.

Нас заинтересовали сообщения родителей о занятиях элементами игры в настольный теннис детей четырёх лет. Например, на сайте «Ранний старт», в разделе «настольный теннис» Татьяна Мочалова пишет о своей дочери – «Моя дочь научилась набивать целлулоидный шарик на ракетке для настольного тенниса и правой и левой рукой. На глазах она стала и более ловкой, и стала лучше рисовать и писать. Я боюсь больших спортивных нагрузок для девочек, но от пинг-понга никакого вреда быть не может. Девочка сколько угодно раз подбивает мяч на ракетке и правой и левой рукой, а ей всего четыре года.

В дошкольных учреждениях г. Самары, Самарской области единичны случаи системной работы по обучению детей игре в настольный теннис. Наиболее частый ответ педагогов ДОУ – дороги теннисные столы.

Мы попытались провести обучение элементам игры в настольный теннис детей среднего дошкольного возраста.

Мы предположили, что включение подготовительных упражнений и элементов игры в настольный теннис в образовательную деятельность детей среднего дошкольного возраста повысит развитие их физических качеств.

Эту работу провели в детском саду "Берёзка", пос. Кинельский, Кинельского района, Самарской области.

Была поставлена цель – организовать обучение элементам игры в настольный теннис детей средней группы дошкольного возраста.

В план педагогической деятельности вошли:

Обследование группы детей 5 года жизни по уровню проявления развития ловкости и мускулатуры кистей рук.

Разработка перспективного плана обучения элементам игры в настольный теннис на год

Проведение занятий секции «Весёлый шарик» – 2 раза в неделю.

1. Навык удерживания предмета в равновесии развит слабо.

2. Показатели кистевой динамики детей соответствуют нормативам физиометрических показателей (по программе «Успех») .

3. Навык удержание шарика на ракетке с продвижением вперёд на 2 м. – тоже невысок.

В ходе обучения детей выполнялись упражнения:

Беговые и прыжковые упражнения с теннисной ракеткой в руке, со сменой игровых ситуаций по звуковому сигналу.

Броски теннисного мяча об пол с ловлей после отскока (левой и правой рукой.

Ловля теннисного мяча двумя ракетками одновременно после отскока его от пола.

Отбивание теннисного мяча после отскока от пола, тыльной и ладонной стороной ракетки, поочередно (ведущей рукой) .

Отбивание теннисного мяча с места, после подбрасывания, с попаданием в обруч на расстоянии 3-5 шагов (имитация подачи) .

Игра “Фонтанчик”- как можно дольше набивать теннисный шарик на ракетке, действуя одной рукой.

Упражнение в парах у теннисного стола: дети располагаются по боковым сторонам стола. Задание: толчком ракетки откатить теннисный мяч партнеру.

Упражнение в парах: отбивание теннисного мяча после его отскока от стола, с помощью педагога.

Упражнение в парах:самостоятельное отбивание теннисного мяча после его отскока от стола.

Во время проведения уже первых игровых встреч секции «Весёлый шарик», большинство детей средней группы проявило интерес как к процессу владения ракеткой, так и к соревнованиям. Пока проведено 10 занятий по 30 минут во второй половине дня (Фотографии представлены в презентации) .

Интерес детей к игре в настольный теннис даже возрос, отклонений в состоянии здоровья не наблюдалось.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Развивающие настольные игры для развития воображения старших дошкольников»

Уже третий год работаю по теме самообразования "Игровые упражнения и развивающие игры как эффективное средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие воображения посредством организации игровых упражнений и развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

Способствовать развитию воображения через привлечение старших дошкольников к участию в игровых упражнениях и настольных развивающих играх;

Мотивировать к включению старших дошкольников в игровую деятельность для развития воображения;

Обогатить развивающую среду игровыми упражнениями и настольными развивающими играми для развития воображения;

В процессе взаимодействия между детьми в игровой деятельности способствовать развитию творческого самовыражения;

Расширить кругозор родителей о воображении старших дошкольников.

Совсем недавно вниманию родителей были предложены консультации:

- «Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста»;

- «Развивающие настольные игры для развития воображения».

Именно последнюю консультацию хочу представить и Вашему вниманию, уважаемые коллеги, насыщенную фотографиями развивающих игр, которые, уверенна заинтересуют и Вас.

Развитию воображения способствует привлечение внимания старших дошкольников к настольным развивающим играм.

Естественно, игры такого плана подбираются в соответствии с возрастом и имеют очень широкий спектр развития способностей детей, таких как:

Развитие восприятия формы,

Способности выделять фигуру из фона, выделять основные признаки объектов,

Распознавать и составлять изображения предметов, животных, птиц, строений, средств передвижения,

Развитие глазомера, репродуктивного и творческого воображения, зрительно-моторную координации,

Зрительного анализа/синтеза,

Умения работать по правилам,

Произвольного внимания,

Памяти, усидчивости,

Творческого мышления.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3-, и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Сначала дошкольники по узорам-заданиям складывают точно такой же узор из кубиков: путём наложения кубиков на изображение, а после - составляют изображения при расположении узора-задания рядом. И, наконец, дети придумывают новые узоры – выполняют творческую работу.

Не менее занимательна настольная игра «Геометрическая мозаика», где из геометрических фигур разных размеров и цветов дошкольники могут составить предлагаемые иллюстративные изображения. В ходе дальнейшей работы дети самостоятельно придумывают свои изображения.

Очень интересна для дошкольников развивающая игра «Танграм». Это геометрический конструктор, представляющий квадрат (размером 8х8 см) из картона, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезанный на 7 частей на: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцу и по собственному замыслу.

Не менее полезна для детей головоломка-мозаика «Волшебный круг», идентичная ранее описанной игре. Она представляет собой круг, разрезанный на 10 частей: 4 равных треугольника, остальные части попарно равные между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэтного изображения все 10 частей, не накладывая одну на другую.

Очень интересна для дошкольников игра «Треугольный мир», которая позволяет собрать изображения из 10 треугольников: шесть из них больших размеров и четыре – меньших размеров.

Широкий спектр способностей позволяет раскрыть увлечение настольной игрой «Деревянная мозаика», карточки к которой дети нашей группы создают самостоятельно.

Красочные разноцветные детали игры, представленные в разных размерах и формах, привлекательны и занимательны для дошкольников.

Все вышеописанные игры – только малая часть игр, используемых для развития разносторонних способностей дошкольников, в том числе и развития воображения.

Воображение – очень важная сторона в жизни ребёнка. С помощью его рождаются новые образы и идеи для игр. Через воображение дошкольники решают для себя многие вопросы, проживают ситуации, преодолеть которые им сложно.

Значение развитости воображения имеет огромное значение для развития ребёнка. Дети постарше не просто фантазируют – они создают свою мечту, а именно через мечту человек получает смысл жизни, стремление к достижению высот и становится счастливым, приходя к желаемым (а на первом этапе просто воображаемым) результатам. Не стоит забывать, что все великие достижения в самом начале были ни чем иным, как фантазией, образом в мыслях человека.

www.maam.ru

Настольная дидактическая игра для детей 4-8 лет «Звуковое домино»

Развивающая игра для детей 4-5-6-7-8 лет

Пособие предназначено для непосредственной образовательной области Коммуникация. Направлено на обучение грамоте и развитию фонематического слуха детей 4 - 8 лет. Способствует отработке навыка выделения в слове первого гласного звука.

Может использоваться для индивидуальной деятельности и занятий с подгруппой детей. Игра будет полезна логопедам, воспитателям и родителям.

Цель: учить детей выделять первый гласный звук в слове; расширять и активизировать словарь.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о гласных звуках.

Формировать умение выделять в слове первый гласный звук и находить слова, начинающиеся на такой же звук.

Развивающая:

Развивать у детей память, мышление, внимание.

Воспитательная:

Воспитывать умение выполнять правила игры.

Описание игры

Игра предназначена для детей 4 - 6 лет, представляет собой 25 прямоугольных карточек с двумя картинками на каждой. В названии картинок первые звуки «А», «О», «У», «И», «Э». Дети должны называть картинки и определять первый звук в слове.

Карточки необходимо распечатать на цветном принтере, наклеить на плотный картон и вырезать.

Вариант первый : играют от двух до пяти игроков. Карточки выкладываются обратной стороной вверх и перемешиваются. Каждый игрок берёт себе по пять карточек.

Если игроков меньше пяти, то оставшиеся карточки - это «банк». Первой выкладывается карточка с картинками, в названии которых первый звук одинаковый. Игрок, который нашёл у себя такую карточку, выкладывает её.

Следующий игрок может положить карточку слева или справа, так, чтобы на этой карточке была картинка с тем же гласным звуком. Если у игрока нет подходящей карточки, он может взять карточку из «банка».

Если игрок взял подряд две карточки, и среди них нет подходящей, ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первый выложит все свой карточки.

Вариант второй: играют от одного до трёх игроков. Игрокам выдаётся по одной карточке, помеченной звёздочкой. Остальные карточки на столе картинками вверх.

Игроки выкладывают дорожки из карточек, выбирая карточки так, чтобы на картинках рядом лежащих карточек первый звук был одинаковым. Побеждает тот, кто первый соберёт дорожку.

Словарь : ухо, экскаватор, игрушки, индюк, утка, индеец, утёнок, осень, аист, овощи, улей, утюг, автобус, ананас, апельсины, избушка, акула, улитка, аквариум, эскимо, остров, обувь, обруч, учительница, овцы, иголка, осы, эскимос, ива, эму, экран, электричество, экран, арбуз, облако, абрикосы, удочка, автоматчик, электрик, автоматы, этажерка, ириска, этажи, озеро, эвакуатор, укроп, Иванушка, окна, игры, узор.

Карточки домино

Материал ped-kopilka.ru

7.Игры настольно-печатные / Игры для дошкольников 2

Настольно-печатные игры – это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников не только внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности, но и определенных умений пользования карандашом или ручкой. Игра заставляет ребенка сначала подумать и только потом рисовать определенные предметы на листе бумаги, так как стереть рисунок потом будет затруднительно.

Настольно-печатные игры довольно сложны, поэтому дети способны научиться играть в них только с 5-6-летнего возраста. Но, несмотря на это, они очень интересны и воспринимаются малышами всегда с удовольствием.

Цель игры: развивать внимание, наблюдательность, память, умение быстро находить изменения и недостающие элементы в предмете.

Оборудование: листки чистой бумаги, желательно в клеточку, карандаши красного и синего цвета для каждого участника игры.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: дети рассаживаются за столики парами, получают листки чистой бумаги и внимательно слушают правила игры, которые заключаются в том, что необходимо давать напарнику указания по поводу рисования той или иной линии (например, вести вправо, а сейчас – вверх) .

После этого на листе у каждого остается определенная ломаная линия, выполненная красным карандашом. Теперь участник, который давал команды своему напарнику, сам берет карандаш синего цвета и на своем листе бумаги начинает повторять уже имеющийся рисунок. Особым правилом является то, что длина линий, из которых строится ломаная, должна быть примерно одинаковой.

Следующим этапом участники, игравшие парами, меняются ролями, и теперь другой ребенок дает указания, которые надо выполнять. При этом дети не только повторяют такие понятия, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», но и учатся повторять рисунок на другом листе самостоятельно, что требует определенного внимания и умения ориентироваться на плоскости.

Цель игры: научить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям к той или иной категории, совершенствовать способность к обобщению, развивать память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: 10–15 счетных палочек, карандаш, ластик и лист белой бумаги.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям следующее задание: необходимо сложить из подготовленных палочек определенную фигуру, например треугольник или прямоугольник. Затем он спрашивает, сколько палочек потребовалось для этого.

Когда ребята ответят на поставленный вопрос, следует предложить им нарисовать на листе бумаги такую же фигуру, причем она должна быть примерно такого же размера. Если для ребят еще сложно выполнить подобное задание, то на помощь может прийти линейка, пользоваться которой они обычно уже умеют.

Также можно предложить собрать из счетных палочек квадрат, попросить детей назвать его отличительные признаки и показать, как можно при помощи только одной палочки превратить его в 2 треугольника.

Когда ребята выполнят и это задание, необходимо проследить, чтобы они правильно перенесли данные фигуры на листки бумаги при помощи карандаша. Во время проведения занятия следует особое внимание уделить правилам пользования карандашом и ластиком, показать, как правильно пользоваться линейкой, чтобы линии получались ровными.

Цель игры: разввать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время, обучить ребят различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально», систематизировать знания, полученные ранее.

Оборудование: листы бумаги для каждого участника, карандаши или ручки.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам научиться играть в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо выстроить ряд крестиков или ноликов по диагонали, по вертикали или по горизонтали.

Но сначала следует объяснить значение данных слов, так как не все дети могут быть с ними знакомы.

Следующим этапом воспитатель показывает, как следует чертить игровое поле, чтобы оно состояло из 9 квадратов. Только потом можно начинать объяснение самой игры. Для этого желательно разделить группу детей на 2 команды, одна из которой будет «ноликом», а другая – «крестиком».

Затем руководитель показывает, как могут располагаться крестики или нолики в игровом поле, и какая комбинация оказывается выигрышной.

Это лучше делать на доске, чтобы ребята могли все хорошо видеть.

Когда ребята хорошо усвоят правила игры, можно сыграть всей группой несколько раз и только после этого предложить детям самостоятельно поиграть в парах. Но во время одиночной игры воспитатель должен постоянно контролировать всех и помогать в случае необходимости.

Летом, если у ребят есть мелки и ровный асфальт на игровой площадке, игру можно организовывать и на улице.

Морской бой (1-й вариант)

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

Оборудование: чистые листы бумаги в клеточку и с нарисованными игровыми полями, ручки или карандаши, большой образец игрового поля, прикрепленный к магнитной доске.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на небольшие группы по 4–5 человек. Каждой из них он раздает по листку бумаги с начерченными на них игровыми полями 10 х 10см, состоящими из 100 клеток.

Затем руководитель объясняет, для чего нужны цифры от 1 до 10, расположенные по вертикали слева или справа от игрового поля, а также какую роль выполняют буквы, написанные сверху над каждой клеткой от А до К.

Только теперь дети начинают с помощью воспитателя располагать корабли на поле таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом. Их должно быть: однопалубных – 4 штуки, двухпалубных – 3, трехпалубных – 2 и четырехпалубных – 1.

Корабли могут располагаться как угодно, главное, чтобы они находились в черте поля.

Теперь можно приступать к игре, в которой участвуют два участника или две команды. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее определить месторасположение кораблей и попасть в них снарядом, который летит строго по указанному маршруту, например А-5 или В-10.

Если игрок попал в корабль, но остались еще целые палубы, то другой отвечает, что корабль ранен. Когда же все палубы подбиты, то корабль считается убитым.

Если игрок попал, то он имеет право еще на один ход, но если же он стрелял мимо, то передает ход противнику. В игре побеждает тот участник, который сможет раньше противника «потопить» все корабли.

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами. развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

Оборудование: чистые листы бумаги в клеточку, ручки синего и красного цвета.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на группы по 2–4 человека.

После этого следует взять листки бумаги и сложить их пополам, чтобы уголки совпали друг с другом. Следует развернуть лист и хаотично разместить на каждой половине по 10 небольших кораблей в виде лодочек (около 1см в длину) .

Одна сторона будет являться своим полем, а другая – полем противника.

Теперь можно приступать к атаке. Для этого ребенок должен разместить мину (нарисовать небольшой кружочек и хорошо закрасить его) таким образом, чтобы она располагалась точно противоположно одному из кораблей противника.

Затем листок опять сворачивается и тот же ребенок старается зачертить мину с обратной стороны, чтобы на поле противника остался след от пасты.

Если этот след накладывается на один из кораблей, то он считается погибшим и зачеркивается. Значит, малыш получает право повторного хода.

Но если мина не попадает в корабль, то ход переходит сопернику.

Существуют особые правила игры, которые заключаются в том, что нельзя рисовать мину на своем корабле. Если это произойдет, то он считается убитым.

В игре побеждает тот участник, который первым сможет вычислить все корабли противника.

Подробней www.redov.ru

Консультация для педагогов и родителей

Настольно-печатные игры

в развитии детей дошкольного возраста

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире».

В. А. Сухомлинский

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

«Игра – путь детей к познания мира, в котором они живут и который призваны изменить»

А. М. Горький

  1. Какие бывают настольные игры?

Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года) , о различных профессиях (Игра «что кому нужно?») .Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т.п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.

Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент вашему ребёнку, соответственно его возрасту.

  1. Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка?

Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

По выражению В. А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Поэтому, настольные игры, естественно, развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка.

У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе .

Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности.

Настольные игры в старшем возрасте так же вырабатывают

привычки правильного поведения,

помогают детям осваивать правила игры,

не нарушать их,

не сердиться на ошибающихся в игре сверстников.

(«Программа воспитания и обучения в д/с», стр. 123)

Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения.

  1. Какие самые популярные настольные игры?

Одной из популярных и приоритетных настольных игр, в современное время, стала игра в «Пазлы».

Характерно, что в младшем возрасте у ребёнка небольшие картинки, с крупными пазлами. А по мере взросления детей картинки увеличиваются до картин, а сами элементы пазлов (с их ключами)уменьшаются.

Так к 6-7 годам дети способны собирать большие картины, работая в подгруппах. При этом у детей формируется коммуникативное общение, умение договориться, выбрать определённое место в картине. В таком взаимодействии у ребят есть общая цель– собрать гармоничное целое из частей.

«Пазлы» развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость и терпение и многие другие психические процессы.

Востребованными для детей являются игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. И это естественно, так как в старшем дошкольном возрасте активно формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействовать друг с другом.

Главное в играх с правилами – решение поставленной задачи, соблюдение правил.

Например, развивающая игра «Хрюшина азбука», где вместе с героями любимой телепередачи – Хрюшей, Степашкой, Филей, Мишуткой и Каркушей – дети не только запомнят все буквы алфавита и их последовательность, но и разовьют фонематический слух – научатся различать отдельные звуки в составе слова. Такая игра рассчитана на количество игроков от 2 до 5 человек и предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Здесь детям нравится играть с кубиком, с его помощью определять свои «ходы» соотносить количество точек на кубике с количеством предстоящих «ходов».

В среднем возрасте 4-5 лет для детей интересна «мозаика». Мозаика хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, воображение, творчество, мышление.

В младшем возрасте от 2 до 3 лет дети любят собирать

«Картинки-половинки»Игра на развитие внимания, логического мышления, речи. Дети под руководством заботливых взрослых с удовольствие находят похожие картинки и сравнивают их между собой, находя сходства и различия между парными картинками.

«Большие и маленькие»Маленькие дети инстинктивно тянутся к нашим меньшим «братьям» - домашним животным. Поэтому им интересно знакомиться с внешним видом домашних животных, с их названиями, с их пищей, а также узнавать, как они «разговаривают», как организованы. Игра развивает у детей зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь, поддерживает интерес к живой природе.

  1. В каком возрасте можно играть с ребёнком в лото, домино и т.д.? Когда можно учить собирать мозаику?

Настольная игра наиболее свойственна детям более, старшему возрасту, т.к. в младшем возрасте ребёнку, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность.

Мозаику можно начинать собирать ближе к 3-4 годам. Маленьким детям мозаика рекомендуется только крупная, т.к. дети могут затолкать мелкие предметы в носик, подавиться. В 1,5-2 года детям предлагать пирамидки, вкладыши, крупные пазлы – безопасные игры для здоровья детей.

Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображённые на кубике».

Разнообразны и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

  1. Давайте разберём на примере, какие настольные игры соответствуют определённому возрасту ребёнку? (например, парные картинки – 1,2-2 года, лото-2 года и т.д.)

«Большие и маленькие». - игра на закрепление умений детей группировать предметы по величине; учить соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету.

«Разные по названию и разные по цвету» - помогает сформировать у ребёнка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и цвету; учить называть отработанные предметы и их цвет.

«Что за форма?» - учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит взрослый.

«Тук-тук»- позволяет побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; путём игры активизировать речь малышей; закреплять правильное произношение звука Т.

«Собери целое»- учить малышей складывать из отдельных фрагментов изображение предмета по образцу; продолжать учить называть основные цвета; активизировать речь детей.

В 2-3 года мозаики, вкладыши, шнуровочки – развивают у малышей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, сенсорику (цвет, форму) .

Дети 2 –3 лет любят играть в игры:

  • «Картинки-половинки» (дети собирают картинки из половинок, находят похожие картинки и сравнивают их между собой) ;
  • игра «Чей малыш?» или «Чья мама?» (так же, как в предыдущей игре) ;
  • «Во саду ли в огороде?» (различают фрукты и овощи) ;

Настольно-печатные игры 2 – 3-х летнего возраста отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей данного возраста. В этих играх малыши усваивают и закрепляют знания в процессе практических действий не с предметами, а с их изображениями на картинках.

В 2-3 года воображение ребёнка ещё не развито, преобладает предметная деятельность (манипуляция предметами) ,стремление знакомиться с окружающими предметами, активно действовать с ними. Попытка конструирования: игры с игрушками – вкладами, с башенкой – придавать ей форму;

На 3-ем году жизни у ребёнка начинает формироваться воображение, в играх появляется несложный сюжет.

Проявляется активная самостоятельная деятельность ребёнка.

Год от года детям становятся доступны игры, которые уже богаче по содержанию, сложнее по организации и правилам.

  1. Дети 2-3 лет, как правило, неусидчивы, как можно заинтересовать ребёнка, чтобы игра действительно была увлекательной?

Внимание в этом возрасте ещё не устойчиво, детишки быстро отвлекаются, поэтому важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка (например: заяц – попрыгать, кошка – мяукнуть) .

Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщённые представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету, шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

Тематические лото с изображением игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначении, а также для развития речи малышей.

Произвольное внимание в данном возрасте ребёнка удерживается в течении 2-3 минут, а дальше необходима поддержка и активизации внимания малыша со стороны заботливых взрослых и родителей в виде потешек, стихов.

Важно обращаться с детьми ласково, с улыбкой, погладить по головке, приобнять, голос взрослого не должен доминировать над голосом ребёнка.

К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека…можно обратить внимание на народные игры»народный фольклор, прибаутки, сопровождающие игру и поддерживающие интерес к ней.

Воображение ребёнка в 2-3 года развито недостаточно, только начинает формироваться и лучше игры сопровождать речью. Это поможет созданию образа (озвучивать действия, проговаривать последовательность их выполнения) .

Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется, чтобы дополнить свои действия, выразить свои мысли и чувства.

На 4-ом году жизни у детей уже проявляется способность идти от мысли к действию.

Нужно стараться поддерживать интерес ребёнка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла, помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре, иногда подбором игрушек или предложением интересной роли.

  1. Сколько времени в день нужно уделять настольным играм?

В возрасте 2 – 2,5 лет возрастной нормой является выраженная потребность ребёнка в игре, возрастной нормой является высокий уровень самостоятельной игры, при котором ребёнок проявляет ярко выраженную потребность в игре с сюжетными игрушкам. Репертуар таких игровых действий богат и разнообразен, и в процессе игры малыш охотно и регулярно использует предметы – заместители.

Время игры 5-10 минут в зависимости от темперамента ребёнка, его характера, от интереса к содержанию игры.

В любом случае двигательный режим и смену видов деятельности ребёнка необходимо соблюдать.

Ребёнок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но и в то же время игра рождает у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.

Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности: красивая коробка настольной игры, кто-то постучал и принёс эту игру.

Дети, более старшего возраста, играют в настольные игры по желанию ребёнка.

Желаем любознательным детям и заботливым родителям тщательный и внимательный подход к выбору игр!

Материал подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ ЦРР ДС «Снежинка»

Атаманова Маргарита Степановна

Материал с сайта nsportal.ru

Дидактическая игра «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать»

Представляю вам дидактическую, многофункциональную игру для детей младшего дошкольного возраста.

Методика проведения трёх вариантов игры.

Описание работы: Данная игра предназначена для детей 2-3 лет, и станет хорошим помощником для воспитателей групп раннего дошкольного возраста. Эта игра охватывает и сенсорное развитие, и активизация речи ребёнка, дети учатся группировать предметы, и конечно ориентироваться в четырёх основных цветах предметов.

Игра-путешествие для младшей группы детского сада

Игра-путешествие для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Путешествие по селу и его окрестностям»

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект игры - путешествия для детей младшего дошкольного возраста. Данный конспект будет интересен воспитателям сельских детских садов, укомплектованных одной разновозрастной группой. Этот конспект НОД по познавательно - речевому развитию направлен на расширение и обобщение знаний о домашних животных, воспитание доброго отношения к ним, уважения к труду сельских жителей, интереса к художественному слову.

Сюжетно-ролевая игра «Сапожная мастерская» для старшей группы

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников

Описание материала: Материал может быть полезен воспитателям старших групп для развития и обогащения сюжетно-ролевой игры. Дидактические игры, представленные в материале, помогут поддержать интерес и будут способствовать дальнейшему развитию сюжета игры. Сама сюжетно-ролевая игра поможет детям заглянуть в профессию и, может быть, будет способствовать будущему выбору профессии.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о профессии обувщика.

Дидактическая игра для дошкольников «Магазин»

Дидактическое пособие игра «Магазин»

Оборудование: игровое поле (можно использовать старый перекидной календарь) , разделённое на равные квадраты c наклеенной на каждый квадрат липучкой.

Карточки с изображениями символов (цвет, форма, размер) отпечатанных на принтере или нарисованных вручную. С обратной стороны символов также наклеена липучка.

Карточки с изображением продуктов (овощей, фруктов, одежды и любых других) с наклеенными липучками.

Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» (или вырезанные из картона геометрические фигуры, подходящие по всем признакам к символам)

Дидактическая игра по математике для средней группы

Дидактическая игра для дошкольников «Кармашки с секретом»

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непосредственно организованного образовательного процесса.

Данная игра представляет собой несколько кармашков из одинаковой ткани. В каждый кармашек вставлена карточка из цветного картона, с наклеенными на неё пуговицами (разного цвета и размера) в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) или цифр (от 1 до 5) .

Материал с сайта ped-kopilka.ru

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Цель: развивать связную монологическую речь у детей.

1. упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа по ним под руководством воспитателя;
2. закреплять умение детей согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
3. учить детей предполагать, что было раньше, а, что будет после относительно данного сюжета;
4. воспитывать умение выслушивать других и дополнять услышанный рассказ; помочь усвоить некоторые правила поведения.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Здравствуйте, дорогие друзья. Так уж сложилось, что мы практически не обсуждаем настольные игры, в которые могут играть дети, а ведь для многих из нас это может быть крайне актуальной и полезной информацией. Не будем же мы усаживать наше чадо за сложные экономические стратегии или агрессивные варгеймы с кучей мелких компонентов, тем более не подойдут всевозможные ужастики, вроде, . Сегодня я попытаюсь немного исправить сложившуюся тенденцию и хочу рассказать про настольные игры для маленьких детей и их молодых родителей.

10) Черепашьи Бега

«Черепашьи Бега» — она же Ribbit — мой личный фаворит среди настольных игр, в которые можно играть с детьми. Суть игры проста: при помощи карточек мы управляем черепашками, которые бегут к финишу по дорожке из 10 кирпичиков. Главная фишка в том, что никто не знает, какая черепашка кому принадлежит, кроме своей собственной. Черепашки бегут то вперёд, то назад, могут тащить тех, кто забрался на них сверху, или ехать верхом на других. Очень доступная и в то же время неглупая игра, которую будет весело разложить и взрослым. Классное оформление, кстати. Для 2-5 игроков, время партии 10-20 минут.

9) Зоолоретто

В «Зоолоретто» мы строим самый настоящий зоопарк: нужно выбрать и доставить животных, организовать для них вольеры, привлечь посетителей и сделать это всё лучше, чем ваши конкуренты по соседству. Игра достаточно проста в освоении и не требует запоминания большого количества нюансов, а симпатичные зверушки понравятся детям. Эта настольная игра рассчитана на 2-5 игроков и займёт 30-60 минут вашего времени на партию. При желании можно дополнительно взять «Акваретто» — то же самое, но про дельфинов, белых медведей, пингвинов и прочих водоплавающих.

8) Доббль

Spot It или «Доббль» в России — один из главных хитов среди подрастающих игроков. Это несложная игра на внимательность с набором из 55 карточек с картинками, на которых нужно искать совпадающие предметы. Самый внимательный и самый быстрый забирает карточку себе, а игра заканчивается когда заканчивается колода карт. Правила объясняются за минуту, коробка занимает мало места, а играть можно до 8 человек.

7) Blokus

Blokus — абстрактная настольная игра на выкладывание цветных фигурок на поле. Главное условие, чтобы ваши новые фигурки соприкасались с уже выложенными вами до этого только углами. Побеждает тот, кто не оставит оппоненту доступных вариантов хода. При всей простоте правил эта игра обладает достаточной глубиной для создания неповторимых комбинаций и позволит провести не одну захватывающую партию. Для 1-4 игроков (можно раскладывать одному, как пасьянс), время каждой партии — до 20 минут.

6) Затерянные города

В карточной игре «Затерянные Города» игрокам предстоит выступить в роли отважных искателей приключений. Игровое поле представляет собой 5 экзотических мест, где могут быть найдены таинственные артефакты. Игроки в свой ход могут выкладывать на любую из этих зон карты с достоинством от 2 до 10 с единственным ограничением — новая карта должна быть «старше» уже выложенной вами ранее. Тот, кто соберёт большую сумму получит победные очки, а проигравший наоборот штраф. Эта игра на логику с несложными математическими расчётами играется только вдвоём, время партии — 15-30 минут.

5) Счастливая Ферма

Настольную игру «Счастливая Ферма» можно без доли преувеличения назвать гордостью игростроения постсоветского пространства. Разработка украинских дизайнеров была отлично принята на Родине и продолжает своё успешное шествие, в том числе и на запад. Механика игры не очень сложная: сажаем семена, собираем урожай, кормим домашних животных, продаём излишки на базаре, покупаем новые семена. Побеждает тот, кто сможет вырастить самых сытых и радостных животных. Приятное оформление и несложный игровой процесс придутся по вкусу многим детям и их родителям. Игра рассчитана на 2-4 игроков, а каждая партия занимает 30-40 минут.

4) Просто гениально

«Просто гениально» или Ingenious в оригинале — абстрактная игра, чем-то напоминающая Домино. Игроки выкладывают на игровое поле фишки, на каждой из которых изображены фигуры двух из шести возможных цветов. Очки зарабатываются за выкладывание самых длинных линий одного цвета, но победа присуждается тому, кто набрал большее количество очков в самом неудачном для себя цвете. Игра на внимательность и стратегию. Можно играть как одному, так и вчетвером, всей семьёй. Время партии — до 40 минут.

3) Hive

Иногда называемый «Улей» , ближе всего, наверное к шашкам, но здесь нет поля. Каждому игроку выдаётся 11 шестиугольных фигурок насекомых, каждая из которых обладает своими особыми свойствами. Задача — окружить чужую королеву своими насекомыми и защитить, соответственно, свою. В эту игру легко научиться играть, но не так просто начать выигрывать, как и в большинстве абстрактных игр. Отличное качество компонентов и некая тематичность выгодно выделяют Hive на фоне других абстрактных настольных игр. В «Улей» можно играть только вдвоём, время партии — минут 15-20.

2) Каркассон

«Каркассон» — одна из самых популярных игр в мире. Игрокам предстоит строить средневековые замки, монастыри и дороги, выкладывая на столе квадратные жетончики и расставляя на них своих деревянных поселенцев. Подробнее о игровом процессе можете узнать в нашем видео-обзоре. При всей внешней простоте по «Каркассону» проводятся настоящие чемпионаты мира, так что здесь вам понадобится не только удача, но и умение. Для начинающих игроков — отличный вариант, я и сам начинал играть в современные настольные игры именно с «Каркассона» . Эта настольная игра рассчитана на 2-5 игроков и играется минут за 30-40. Кому-то больше может приглянуться вариант «Каркассон. Охотники и Собиратели» , где вместо средневековья игроки отправляются в доисторическую эпоху ловить рыбу и охотиться на диких зверей.

1) Ticket to Ride

Более известная в русскоговорящей среде как «Билет на Поезд» — наверное, лучшая стратегическая настольная игра для приятного времяпрепровождения в кругу семьи или близких друзей, причём она может быть интересна как детям, так и более взрослому поколению в лице бабушек и дедушек. Задача игроков — построить свои маршруты из разных городов, набрав при этом максимальное количество победных очков. Для создания маршрута нужно сыграть с руки определённое количество карт вагонов одного цвета. В этой игре почти нет конфликтных ситуаций, на компонентах нет текста, а только цветные картинки с вагончиками и большая цветная карта (лично мне больше всего нравится вариант с Европой, там и Россия есть, и правила более гибкие, чем оригинал про США). При всём при этом в этой игре есть достаточная глубина и интерес сохраняется надолго за счёт разнообразия маршрутов и небольших дополнений, которые легко доступны. Ticket to Ride рассчитана на 2-5 (лучше 3-5) игроков, каждая партия занимает примерно час.