Приложения к проекту «Хлеб – всему голова. Дидактические игры тема "Хлеб" картотека (старшая группа) на тему Электронная игра про хлеб для детского сада

«Угадай на вкус» (пшеничный, ржаной хлеб, батон, булочка и т.д.)

«Угадай на ощупь» (муляжи хлебных изделий)

«Кто назовёт больше блюд? » (из муки)

, «Из чего сварили кашу? (Знать виды круп)

«Как превратить муку в тесто? » (приготовление кислого теста) Показать способ получение теста, как микроско-пические организмы-дрожжи-помогают приготовить тесто.

«Цена хлеба»

Знаете, почему бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба? Потому что они помнят блокадный Ленинград, когда выдавалось в день по -125 грамм хлеба на человека.

Мне больно, когда я случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен, бесстыжий

Эй, ты, попирающий корку нагою

Ты топчешь достоинство наше людское

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Игра «Расставь правильно».

Цель: расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности. Дети выполняют задание у доски.

Упражнение «Все по полочкам»

Бабушка купила в булочной пшеничный хлеб, ржаной каравай, батон, сушки, пирог, пирожки, пряники. На какую фигуру похожа булка хлеба? Каравай? Батон? Помогите разложить продукты по полкам, так чтобы на первой полке были изделия прямоугольной формы, на второй – круглой, на третьей – овальной.

хлебные изделия круглой формы (каравай, бублик, пряник, сушка)

хлебные изделия бывают прямоугольной формы? (булка хлеба, пирог, печенье)

хлебные изделия овальной формы? (пирожок, батон, пряник)

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Малоподвижная игра «Назови ласково». (речь)

Игроки стоят в кругу. Ведущий стоит в середине круга и перебрасывает мяч игрокам, называя хлебобулочные изделия. Игрок, поймав мяч, перебрасывает его обратно водящему, называя в уменьшительно-ласкательной форме.

Хлеб -… (хлебушек);

Пирог –… (пирожок);

Калач - … (калачик);

Блин -…(блинчик);

Булка - … (булочка);

Батон - …(батончик);

Пряник - …(пряничек);

Торт - … (тортик);

Лепешка – (лепешечка);

Баранка - …(бараночка);

Ватрушка - … (ватрушечка);

Бублик - …(бубличек);

Дидактическая игра «Раз,два,три-сказка выходи»

Умение назвать сказки и произведения, в которых герои стряпают, пекут, а может и сами сделаны из теста.

Игра «Золушка»(мелкая моторика)

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).

Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, «усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади.

Комментарий для взрослых:

Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали?

Четвертый лишний

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?»

Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек

Конкурс для детей «Что - сначала, что - потом».

Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель контролирует правильность и скорость выполнения задания.

Игра « Что мы делали - не скажем, а как делали - покажем»

Из взрослых выбирается один ведущий - Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходят к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

Здравствуй, Царь.

Здравствуйте, дети. Где вы были?

На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).

Что вы делали?

Что мы делали - не скажем, а как делали - покажем.

Народные приметы

Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

Комары появились - пора сеять рожь.

Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

Когда шишки на елке станут красными, а на сосне - зелеными, пришла пора ячмень сеять.

Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела - пора гречиху сеять.

Из чего сварили кашу?

Назовите злак, из которого сварили кашу.

Пшенную - (просо)

Гречневую - (гречиха)

Перловую - (ячмень)

Геркулесовую - (овес)

Манную - (пшеница)

Овсяную - (овес)

Кукурузную - (кукуруза)

Загадки

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут!

(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят

По кусочку все съедят.

(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

(Бублик)

Сидит на ложке

Свесив ножки?

(Лапша)

Состав простой: мука, вода

А получается еда,

То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.

(Макаронные изделия)

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб.)

Игра «Слушай внимательно»

Хотите поиграть в интересную игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки нет. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь. Выбирайте, угощайтесь!

Игра «Откуда хлеб пришел?»

Поиск соответствующего понятия

Где хлеб купили? - ... (В магазине.)

А в магазин как попал? - ... (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? - ... (Пекут хлеб.)

Из чего? - ... (Из муки.)

Из чего мука? - ... (Из зерна.)

Откуда зерно? - ... (Из колоса пшеницы.)

Откуда пшеница? - ... (Выросла в поле.)

Кто ее посеял? - ... (Хлеборобы.)

«Пекарь»

Все встают в круг (это пирог или торт или ватрушка) Сейчас будем готовить пирог. Каждый придумывает, чем он будет (молоком, мукой, дрожжами, сахаром, яйцом и т.д.) Ведущий по очереди выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдушего. Пока все компоненты не окажутся в кругу, игра продолжается. В результате получается вкусный пирог – просто объеденье.

Словесная игра «Хлебник-калачник»

В старину пекари делились на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Хлебники выпекали хлеб. Как вы думаете, что выпекали калачники? Думайте внимательно, за каждый правильный ответ получите по волшебному жетону.(воспитатель старается чтоб у каждого ребенка стало по одному жетону). А как вы думаете, что выпекали пирожники? И т.д.


Дидактические игры

По теме «Хлеб – всему голова»

1. «Что сделано из муки?»

Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.

Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.

2. «Что из какой муки испекли»

Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.

Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.

3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая?)

Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.

4. «Назови профессию»

Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.

Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)

5. «Что сначала, что потом»

Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.

Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.

6. «Разложи блинчики»

Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.

Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.

7. «Разрезные картинки»

Задачи: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.

Ход игры: дети складывают картинки из частей.

8. «Что нужно для работы хлебороба»

Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.

9. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.

Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.


Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему «Хлеб всему голова!»

«От зернышка к булочке»

Цель: Формировать у детей понятие о процессе выращивания хлебе, обогащать словарный запас, социальный опыт.

Материалы: Тематические карточки.

Ход игры: Чтобы хлеб попал на стол, ему приходится пройти долгий путь. Подумай и составь из карточек модель прихода хлеба к нам на стол.

Зёрнышко-всходы-колоски-мука-тесто-булочка.

1 Вариант: «Доскажи словечко»

Цель: Расширять представления детей о профессиях людей участвующих в выращивании хлеба.

Материалы: Карточки с изображением хлебных профессий.

Ход игры:

Воспитатель начинает с фразы «Поле осматривает.....агроном, поле пашет....тракторист, зерно сеет....сеяльщик, на комбайне работает...комбайнер, муку мелет.....мельник...., хлеб замешивает...тестовед, хлеб печет...пекарь....хлеб продает...продавец».

2 Вариант: «Кому, что нужно для работы?».

Материалы: Картинки с «хлебными» профессиями.

Цель: Продолжить формировать знания о профессиях людей выращивающих хлеб, обогащать социальный опыт, развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход игры: Дети стоят в кругу, воспитатель раздает детям картинки с изображением «хлебных» профессий, каждый ребенок показывает свою картинку и говорит, что нужно для работы этому человеку.

Например: Тракторист- трактор

Сеяльщик- зерно

Комбайнер- комбайн

Мельник- мельница и зерно

Тестовед- мука

Пекарь- тесто

Кондитер- мука и сахар

Водитель- машина

Продавец-хлебобулочные изделия.

3 Вариант: «Назови кто это?»

Детям показываются карточки с профессиями, они должны назвать профессию.

4 Вариант:«Угадайка!»

Карточки раскладываются в ряд, ребенку предлагается внимательно посмотреть, затем карточки переворачиваются, ребенку предлагается назвать профессии по порядку.

5 Вариант: «Кого не стало?»

Карточки с профессиями раскладываются в ряд, для начала игры можно взять 5 профессий, затем добавить ещё, ребенку предлагается внимательно посмотреть, а затем закрыть глаза. Одна любая карточка убирается, ребенок должен догадаться, какой профессии не стало.

«Соедини пословицу»

Цель: Продолжить знакомить детей с народным творчеством, учить понимать ценность хлеба в жизни человека, обогащать словарный запас.

1 Хлеб в рот- ум в голову!

2 Хочешь есть калачи - не сиди на печи!

3 Вода мать- хлеб батюшка!

4 Хлеб да вода- богатырская еда!

5 Много снега- больше хлеба!

6 Без золота проживёшь- без хлеба нет!

«Правда или ложь»

Материалы: Карточки желтого и красного цвета.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.

1 Хлеб растет на грядке. (в поле).

2 Пекарь работает на комбайне?

3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?

4 Продавец продает в магазине колоски?

5 На мельнице работает мельник?

6 Можно ли выбрасывать хлеб?

7 Хлеб дает силу?

8 Можно ли есть хлеб грязными руками?

9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?

Айнура Акматова

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.

Игра: «Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем».

Из взрослых выбирается один ведущий – Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходит к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

Здравствуй, Царь.

Здравствуйте, дети. Где вы были?

На мельнице (поле, пекарне, хлебном магазине и т. д.)

Что вы делали?

Что мы делали - не скажем, а как делали – покажем.

Дети показывают задуманные действия. Царь должен угадать их. Если угадал - дети убегают, а Царь их ловит. Пойманные – отдыхают. Оставшиеся задумывают новое действие и игра продолжается. Если Царь назвал задуманное новое действие неправильно, дети остаются на своих местах и дают ему возможность еще 2-3 раза отгадать задуманное.

Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая)

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.

Дидактическая игра «Что нужно для работы хлебороба»

Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.

Дидактическая игра «Правда или ложь»

Материалы: Карточки желтого и красного цвета.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.

1 Хлеб растет на грядке. (в поле).

2 Пекарь работает на комбайне?

3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?

4 Продавец продает в магазине колоски?

5 На мельнице работает мельник?

6 Можно ли выбрасывать хлеб?

7 Хлеб дает силу?

8 Можно ли есть хлеб грязными руками?

9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?

Дидактическая игра с мячом «Назови правильно»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.

Материал: мяч.

Ход игры: Педагог, бросая мяч, задаёт вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.

Например:

Как назвать хлеб ласково? - Хлебушек.

Как называют крошки хлеба? - Хлебные крошки.

Как называется посуда для хлеба? - Хлебница.

Как называют человека, который выращивает хлеб? - Хлебороб.

Как называют человека, который печёт хлеб? - Хлебопек.

Как называют прибор для резания хлеба? - Хлеборезка.

Как называют завод, где выпекают хлеб? - Хлебозавод.

Слова: Хлеб, хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебопекарня, нахлебник…

Динамическая пауза «Посевная»

Мы посеем рожь, рожь (дети показывают, как разбрасывают зёрна)

И горох взойдет хорош, (поднимают постепенно руки)

Будет по ветру клониться

Белоярая пшеница. (качают поднятыми руками из стороны в сторону)

И гречиха в цвет рядиться, (вытягивают руки и вращают кистями)

И овёс заколосится (трясут поднятыми вверх руками).

Подвижная игра «Дружные зерна»

Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.

Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.

Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.

Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.

Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.

Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.

Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.

В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.

Подвижная игра «Покажи колосок»

Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего

Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.

Материал: пшеничные колоски

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают колосок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает колосок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.

Командная игра «Собери каравай» (пазлы)

Цель: развивать умение радоваться результатам коллективного труда, развивать умение действовать в команде.

Игровая задача: быстро и правильно собрать разрезные картинки с изображением каравая.

Материал: разрезные картинки с изображением каравая

На 2х столах в конвертах лежат разрезные картинки с изображением каравая. Необходимо быстрее и аккуратнее соперников собрать изображение.

Физкультминутка «Каравай»

В землю зёрнышко посадим

Очень малое оно. (наклоны вперёд )

Но, как солнышко засветит(руки в стороны, присесть )

Прорастёт моё зерно. (постепенное вставание )

Ветер тучку пригнал

И нам дал. (наклоны вправо – влево, руки вверху )

Сожнёт косарь зерно (повороты вправо – влево, имитируя косьбу )

И размелет его. (кулак на кулак и круговые вращения )

А хозяйка из муки

Испечёт нам пирожки. (имитация – печём пирожки )

И большой каравай. (соединить округлённые руки )

Всем на радость раздавай! (развести руки в стороны )

Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Пальчиковая гимнастика «Хлеб».

Рос сперва на воле в поле, (слегка покачивают руками ,

Летом цвел и колосился, (поднятыми вверх ).

А потом обмолотили( постукивают кулаками друг о друга )

Он в зерно вдруг превратился. (выполняют упражнение «Пальчики здороваются» )

Из зерна – в муку и тесто, (сжимают и разжимают кулаки )

В магазине занял место. ( вытягивают руки вперёд, ладонями вверх )

Вырос он под синим небом, (поднимают руки вверх )

А пришел на стол к нам – хлебом. (вытягивают руки вперёд ладонями вверх ).

Сюжетно – ролевая игра «Хлебный магазин»

Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, хлебобулочные изделия, кассир, названия хлебобулочных изделий.

Предварительная работа:

1. Экскурсия в хлебный магазин с родителями.

2. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

3. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин в хлебный магазин»

4. Рассказ воспитателя о профессии продавца.

5. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?»

6. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

7. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках»

8. Дидактические игры: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Кто больше назовет действий».

9. Рисование «Хлебный магазин»

10. Лепка «Вот он хлебушка какой»

11. Ручной труд - изготовление с детьми атрибутов к игре (хлебобулочные изделия, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники)

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Предметно-игровая среда к игре: Халат и шапочка продавца, касса для кассира, ценники жетоны с цифрами вместо денег, чеки, сумочки для покупателей, корзинки, муляжи хлебобулочных изделий (маленькие, стеллажи для хлеба (из коробок).

Игровые действия: Водитель привозит на машине хлебобулочные изделия, грузчики разгружают, продавцы разлаживают хлебобулочные изделия на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился хлебобулочные изделия, звонит на базу, заказывает хлебобулочные изделия. Приходят покупатели. Продавцы предлагают хлебобулочные изделия, показывают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение. В магазине работает продавец, продает хлебобулочные изделия. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку. Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки. Продавец получает чеки и отпускает товар.

Художественное слово

Загадки о хлебе:

Был крупинкой золотой,

стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило,

и стрелу позолотило.

Что за стрела? (колос ).

Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе ).

В землю крошки, из земли - лепешки (пшеница ).

Мнут и катают, в печи закаляют,

А потом за столом нарезают ножом (хлеб ).

Тарелка супа меж локтями,

а он в руках у всех ломтями,

Без него, как видно,

не вкусно и не сытно (хлеб ).

Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,

На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб ).

На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,

В огнедышащей печи выпекают кирпичи.

Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб ).

В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.

В нем тогда таких, как я, будет целая семья (зернышко ).

Одно бросил - целую горсть взял (зерно ).

В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле ).

Он на солнышке стоит и усами шевелит.

Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос ).

Лежит мужичок в золотом кафтане,

подпоясан, а не поясом,

Не поднимешь - так и не встанет (сноп ).

Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,

И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн ).

Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос ).

Зубья ходят, гребни машут,

жатки по полю бегут,

Как мальчишку под машинку,

поле наголо стригут (жатва).

Стихи русских поэтов

Н. Некрасов «Нива»

Дорого-любо, кормилица-нива,

Видеть, как ты колосишься красиво,

Как ты янтарным зерном налита,

Гордо стоишь, высока и густа.

В. Жуковский «Будто солнцу улыбаясь»

Будто солнцу улыбаясь,

На соломке молодой

Дремлет, медленно качаясь,

Ржи колосик золотой.

Весь с рогами, как улитка,

Жизни внутренней полна,

Он пригнулся от избытка

Полновесного зерна.

А. Майков «Летний дождь»

«Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождем.

Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Ю. Жадовская «Нива»

Нива, моя нива,

Нива золотая!

Зреешь ты на солнце,

Колос наливая.

По тебе от ветру -

Словно в синем море -

Волны так и ходят,

Ходят на просторе.

Над тобою с песней

Жаворонок вьется,

Над тобой и туча

Грозно пронесется.

Зреешь ты и спеешь,

Колос наливая,

О людских заботах

Ничего не зная.

Унеси ты, ветер,

Тучу грозовую,

Сбереги нам, боже,

Ниву трудовую!

Н. Рубцов «Хлеб»

Положив в котомку сыр, печенье,

Положил для роскоши миндаль.

Хлеб не взял:

Ведь это же мученье

Волочиться с ним в такую даль!

Все же бабка сунула краюху!

Все на свете зная наперед,

Так сказала:

Слушайся старуху!

Хлеб, родимый, сам себя несет.

С. Мельников

Золотистую пшеницу

Жернова сотрут в мучицу.

Из муки замесим тесто

В формочках в печи ей место.

Подрумянился, окреп

В жаркой печке вкусный хлеб.

Народные песенки и потешки

Секи, секи, дождь,

На нашу рожь,

На бабину пшеницу,

На просо, чечевицу,

На дедов ячмень -

Поливай целый день!

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай!

Будут булки,

Будут сушки,

Будут пряники,

Ватрушки!

Свети, свети, солнышко,

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

Чей воз?

Куда едешь?

Что везешь?

Что возьмешь?

Что купишь?

Не колода лодырь, не пень,

А лежит целый день,

Он не пашет, не орет,

Лопату в руки не берет,

Не жнет и не косит,

А обедать просит.

Проснулась Ульяна не поздно, не рано:

Люди - косить, а она - голову мочить,

Люди - грести, а она - косу плести,

Люди - жать, а она - на меже лежать.

Люди - молотить, а она - пыль ворошить.

А обедать пойдут - и она тут как тут!

Иди, весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!

Рифмовки

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба. (каравай ).

Плох обед,

Коли хлеба. (нет ).

Из земли взошел -

К нам на стол. (пришел ).

У хлеба, булки есть верхушка,

И мы зовем ее. (горбушка ).

Воровала синица

В амбаре. (пшеницу ).

Зимой не будет горюшка,

Коль всё убрали. (полюшко ).

На соломинке - дом,

Зерна спрятаны. (в нем ).

Ветер ходит в поле,

Как волна на. (море ).

Речевые игры и картинки для детей по теме «Как выращивают хлеб»

Как выращивают хлеб: речевые игры и картинки для занятий и игр с детьми. Как правильно проводить речевые игры, чтобы достигать максимального результата и развивать языковые способности детей?

Речевые игры и картинки для детей по теме «Как выращивают хлеб»

В этой статье Вы найдете:

  1. Описание секретов проведения речевых игр с детьми, чтобы при минимуме усилий они давали максимум результата.
  2. Три речевые игры и их разные варианты в подробных пошаговых рекомендациях по их использованию в развитии речи детей.
  3. Картинки для проведения речевых игр по теме «Как выращивают хлеб» и для ознакомления детей с окружающим, которые Вы можете распечатать или использовать в презентациях для домашних занятий с детьми или в детском саду.

Речевые игры с дошкольниками по теме «Как выращивают хлеб?»

Как правильно проводить речевые игры с детьми?

Совет 1. Все речевые игры нужно объединять вокруг одной выбранной темы (хлеб, одежда, посуда, мебель или любой другой). И посвятить этой теме несколько дней или неделю. Такое объединение игр в тематические комплексы намного более эффективно, чем разрозненное выполнение речевых упражнений по разным темам.

Приведу пример.

Успешный способ: знакомим детишек с тем, как выращивают хлеб и тут же проводим речевые игры о хлебе, придумываем сказки по этой теме, играем в игры – инсценировки о хлебе, рисуем хлеб и при рисовании обсуждаем его форму, цвет, вкус, запах.

Неэффективный способ: поговорили утром о хлебе, после этого сделали словарное упражнение про одежду, после дневного сна сделали грамматическое упражнение про овощи, а вечером сочинили сказку про мебель. Это путь в «никуда» — затрат море, результата — мизер.

Чем объясняется эффективность тематического способа объединения речевых упражнений? Связано это с тем, как «живет» в нас язык. Дело в том, что все слова в языке объединяются в определенные группы по темам («семантические поля»). И именно из этого «поля» мы и «достаем» нужные слова, когда в них есть потребность в жизни. Поэтому наше «поле» надо сначала наполнить словами, взрастить «урожай», возвращаться на поле и «питать» всходы, то есть закреплять вчерашние результаты ребенка. И только когда «поле» засеяно, урожай уже растет, наше «поле» не будет требовать больше особого внимания. И можно переходить к другому «полю», т.е. другой теме. Если мы будем «бегать по разным полям одновременно», то ни на одном «поле» не получим хорошего «урожая», то есть стойкого успеха ребенка:).

Совет 2. Не нужно перегружать малыша. Достаточно 1 речевой игры на 5 минут. Заканчивать игру нужно тогда, когда ребенок еще хочет продолжить в нее играть.

Совет 3. Не бойтесь ошибок! Скорее всего, в первый раз у малыша будут ошибки в речевых играх. Но ведь игры для того и нужны, чтобы малыш шел вперед! А значит, ошибался, пробовал, искал новые способы, учился, развивался, решал новые задачи. Решая старые знакомые задачи без ошибок, мы не идем вперед, а стоим на месте. Поэтому не бойтесь ошибок детей и поощряйте словотворчество малышей. Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает!

Совет 4. Стимулируйте словотворчество малыша (придумывание им слов типа «хлебник», «намакаронился» и т.п.) Словотворчество очень полезно и нужно для развития детей. В словотворчестве (придумывании новых слов) малыш играет с языковыми конструкциями – и это настоящая школа развития интеллекта и речи, формирования у малыша языкового чутья, очень нужного в жизни для освоения не только родного, но и иностранных языков!

Во всех играх давайте как можно больше простора для словотворчества: «А как еще можно назвать? Ты чуть-чуть не угадал! Давай еще попробуем». Не спешите сами давать правильный ответ, ведь мы хотим развить у ребенка языковые способности, а не заучить с ним новые слова.

Совет 5. Если ребенок ошибся, исправьте его, но никогда не подражайте малышу и даже в шутку не повторяйте за ним его грамматические ошибки. Ребенку нужно слышать грамотную речь взрослых – это та питательная развивающая среда, в которой он идет вперед и осваивает новые ступеньки речевых умений, развивает языковые способности.

Совет 6. Речевая игра – это не проверка речевых умений и не диагностика развития ребенка, а занимательное развивающее занятие взрослого и ребенка. Проводите игры с радостью, с творчеством, с задором – и ребенок сторицей отдаст Вам всё вложенное в игру. Придумывайте свои варианты, интересные ребенку, творите!

Давайте поиграем со словами! И на практике попробуем выполнить все эти советы. Желаю успехов! Если у Вас есть вопросы – всегда отвечу на них в комментариях после статьи:).

В этой статье Вы найдете третью часть наших занятий о хлебе с детьми. Предыдущие части:

В набор картинок входят все картинки, нужные для занятий с ребенком по теме «хлеб» по материалам сайта (все три части):

  • предметные картинки разных хлебобулочных изделий: сайка, пончик, плетенка, крендель, белый хлеб, черный хлеб, кекс, плюшка, каравай, булочка.
  • сюжетные картинки «Как выращивают хлеб».

Все картинки можно использовать в презентациях или распечатать на принтере.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"