Квест насекомые на природе. Игра-путешествие «Экологический квест "День леса"". Цвет и название камней

Экологический квест

Подготовила и провела:

Андриенко Светлана Евгеньевна

УВК «Уютненская ош I - III ступеней-гимназия»

Неуловимые виражи!

Мальчевский В.

Окружающая нас природная среда прекрасна и хрупка. Сегодня и детям, и взрослым, необходимо больше знать о том, как сохранить и защитить природу, ведь она источник нашей жизни. Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных подростков? Есть много эффективных способов: акции, тематические газеты, плакаты, конкурсы рисунков и поделок, составление экологических кроссвордов, написание сообщений и т.д. А можно организовать систему приключенческих командных игр, в которой все их участники будут находиться в гуще экологических приключенческих событий, и каждый будет осознавать, что именно от него, от его знаний, принятых решений, действий зависит успех команды! В процессе таких деятельных игр можно решать многие воспитательные задачи. Идея экологического квеста "Полёт стрижей" появилась после того, когда я познакомились с положением о конкурсе Центра эколого-натуралистического творчества учащейся молодёжи республиканской природоохранной акции «Птица года». Цель квеста:
    совершенствование форм и методов внеклассной и внешкольной работы по экологическому воспитанию обучающихся через вовлечение в занимательное интерактивное действие;
развитие бережного отношения к окружающей среде.

Задачи квеста:

    привлечение внимания подрастающего поколения к вопросам охраны окружающей среды;

    ознакомление с экологической информацией и способами ее подачи, развитие чувства причастности к решению вопросов сохранения окружающей среды;

    научить участников экологически грамотному образу жизни; помочь освоить новую полезную информацию;
  • создание условий для раскрытия творческого потенциала участников, возможности для их самореализации.

Правила проведения экологического квеста "Полёт стрижей" :
за определённое время необходимо выполнить ряд заданий и достичь результата – найти стрижей, т.е. собрать все части пазла с их изображением. Экологический квест-игра представляет собой ряд заданий, которые последовательно выполняют все команды. Прохождение каждого этапа дает возможность перейти к следующему этапу. На каждом этапе команда получает определенное количество баллов, которые суммируются для подведения итогов. При подведении итогов учитывается правильность выполнения задания, а также скорость выполнения. Участники квеста:

7 команд по 24 - 28 игроков в каждой.
Организаторы квеста:

учителя всех начальных классов, отвечающие за прохождение учащихся каждой отдельной остановки;

классный руководитель 4-Б класса, Андриенко С.Е. (мать – стрижиха) играет роль куратора команд и отвечает за безопасность членов команды во время движения по маршруту.
Место проведения квеста
: классы, актовый зал.

Оборудование: маршрутные листы (по количеству команд); названия станций (формат А 4); листы оценок жюри (по количеству команд);

реквизит на станциях;

таблички с названиями станций;

49 частей пазла "Стрижата";

призы для награждения; задания на каждую остановку (гнездо). Подготовительная работа: определить кабинеты для остановок; проинструктировать учителей; прикрепить таблички на двери; в коридор определить вожатых для проведения подвижной игры «Стрижи и мошки» и т.д. (в случае наслоения команд на один кабинет – остановку-гнездо). Дата проведения квеста: 22.10.2014 г .
Длительность проведения квеста
: 1 час. Критерии оценки и подведение итогов:

По итогам экологического квеста определяется победитель. Участники команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами, выигравшая команда награждается дипломом победителя.
Сценарий экологического квеста "Полёт стрижей"
Экологический квест начинается с театрализованной сценки.

Взрослый стриж рассказывает участникам игры о таинственном исчезновении из гнезда его маленьких стрижат и обращается к командам с просьбой: найти и спасти стрижат, так как без них мир станет для него жестоким, бессердечным и безрадостным. Капитаны команд получают маршрутные листы с указанием названий станций. Маршрутный лист команды __________________________________

Остановки (гнёзда)


Согласно маршруту команда проходит на все остановки поочередно.
Затем все участники квеста (стрижи) разлетаются по различным гнёздам в поисках маленьких стрижат. I гнездо "Театральное" II гнездо "Крылатые фантазии" III гнездо "Поэтическое"
IV гнездо "А ну-ка, эрудиты!"
V гнездо "Асы воздуха" VI гнездо " Объяснялки " VI I гнездо "Сказочное"
На каждой остановке (гнезде) дети проходят
испытания, где участники команд отвечают на вопросы, решают логические задачи, отгадывают загадки, читают стихотворения о стрижах, выбирают из предложенных вариантов верные, совершают определённые действия. О дальнейшем пути следования команде сообщается после выполнения задания на остановке. За правильные ответы на каждой станции команда получает одну часть пазла "Стрижиное пёрышко" (всего их 49). Во время передвижения (от остановки к остановке) команды знакомятся с выданной на предыдущей остановке полезной информацией о стрижах.
К назначенному контрольному времени все команды прибывают к месту финального сбора с заполненным листом оценок жюри. Лист оценок жюри

Гнездо

Квест завершается составлением общего пазла с изображением стрижат и награждением команд. При подведении итогов отмечаются как командные заслуги, так и индивидуальные успехи игроков.

Приложение к квесту

Гнездо «Театральное»

Участники команды становятся актерами театра-экспромта,

исполняя роли: солнца, двух лучей, двух цветков, ветра, червячка, двух стрижей, кузнечика, петуха.

Ведущий читает текст, участники квеста исполняют свои роли:

Как прекрасно утром в лесу!
Из-за горизонта выплывает яркое улыбающееся солнце.
Оно бросает свои лучи на зеленую поляну.
Цветочки рады солнцу .
Они тянутся к нему, раскрывают свои лепестки, приветливо качают стебельками.
Небольшой
ветерок залетел на полянку, он овевает цветочки со всех сторон. Цветочки колышут своими лепестками.
Вдруг, откуда ни возьмись, появляются
два веселых быстрых стрижа . Он парят в потоках ветерка, радуются жизни, весело поют. С цветка на цветок скачет зелёный кузнечик. Неподалеку ползет маленький червячок. Он хочет погреться на солнышке.
Тут появился голодный
петух . Он громко закукарекал, да так, что кузнечик с испугу затрясся и поскакал прочь. А червячок не успел спрятаться, и петух схватил его. Цветы , увидев это, задрожали и прижались к земле.
Петух , предчувствуя обед, расправил крылья и гребешок. Он счастливо отправился домой.
Солнце перестало улыбаться, решило спрятаться от петуха и никогда больше ему не светить. Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху. Стрижи стремительно взлетели ввысь под облака.
Петух не ожидал этого, испугался и выпустил из клюва червяка. Червяк тут же скрылся в траве зеленой поляны. А петух расстроился – опять он остался голодным. Он опустил голову вниз и ушел ни с чем.

Вновь выглянуло солнышко. А ветерок -спаситель поднял с земли пригнувшиеся цветочки и весело полетел по полянке. Два весёлых стрижа вернулиль поближе к цветочкам , собирая в полёте комашек.

Гнездо «Крылатые фантазии»

Складывание стрижа из бумаги.

Оригами «Чёрный стриж»

Складываем базовую форму «Блинчик»

1. Нижний левый и правый углы сложите к центру.

2. Заготовку сложите пополам и поверните.

3. Левый угол вогните внутрь, формируя клюв.

4. Выполните надрез по дорожке (по показу).

5. Оба крыла отогните вверх.

6. Вогните внутрь хвост птицы.

Стрижи отправляются в полет, собираются в стаю и улетают.

Гнездо «Поэтическое»

Конкурс на лучшее выразительное прочтение стихотворения


П.Н. Барто « Стриж» Нет, не точильщик На камне зернистом Лезвия точит Звенящих ножей – Вихрем, снижаясь С пронзительным Свистом, Мимо проносится Стайка стрижей. Быстро Взмывают стрижи В высоту, В небе играют, Свистят На лету, Воздух стригут, И пронзают, И режут; Ветер Их носит, Упругий И свежий.

Небесные стрижи

Черный стриж темно-бурого цвета
Ты – посланник солнечного лета.
На земле стриж совсем не бывает,
Он с рассвета до ночи летает,
То ввысь необозримую, взвиваясь,
А то почти земли касаясь.
Пищу только в полете стриж себе добывает,
На лету насекомых черным клювом хватает,
Да и пьет, только грудью воды касаясь.
Жизнь черных стрижей нам почти не видна,
Песен они не поют у гнезда.
Не может он на коротких темно-бурых ногах
Попрыгать по земле.
Лишь резкий характерный крик

Мы слышим часто в вышине,
Когда прицепится к карнизу или стене.
Будучи обитателем скал,
Стриж городской и деревенской птицей стал,
Хотя и селится по-прежнему средь скал.

Гнездо «А ну-ка, эрудиты!»

    Перечислите, как строит гнездо черный стриж в порядке осуществления ( собирает материал в воздухе, подхватывая на лету пушинки, волоски, кусочки листьев; материал попадает в рот; склеивает застывающей в воздухе липкой слюной; готовит гнездо примерно через неделю ).

    Назовите места для гнездования черного стрижа от лесов до городов

( в дуплах, трещинах скал, под крышами, в щелях зданий ).


3. Как подает голос черный стриж? 4.Сколько может находиться в воздухе

черный стриж?

1. стр 1. 1-2 года

2. взз 2. 1-3 года

3. ух 3. 2-3 года

4. кар 4. 2-4 года

5.Какой хвост у черного стрижа? 6. Сколько яиц откладывает в гнездо

черный стриж?

1 . вильчатый 1. 1-2

2. округлый 2. 1-5

3. ступенчатый 3. 2-3

4. хвост отсутствует 4. 1-5


7. Чем питается черный стриж? 8.Сколько достигает в длину черный стриж? 1. летающими насекомыми 1. 10 см 2. рябиной 2. 18 см 3. желудями 3. 25 см 4. семенами растений 4. 50 см 9. Кто высиживает птенцов? 10.На какую птицу по форме похож черный стриж? 1. самка 1. на сокола 2. самец 2. на дрозда 3. самец и самка 3. на свиристель 4. никто 4. на ласточку

Гнездо «Асы воздуха»

Подвижная игра «Поймай мошку»

Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу. Расстояние между ними около 5 м. Это стрижи. Игроки рассчитываются по порядку номеров. Между шеренгами на равном расстоянии от команд ставят кеглю или другой небольшой предмет. Учитель называет какой-либо номер. Игроки-стрижи, стоящие под этим номером, выбегают, стремясь первым схватить кеглю-мошку. Тот, кто сумеет это сделать, убегает. Учитель выкладывает следующую кеглю и называет другой номер, бегут другие игроки. В чьей команде по окончании игры окажется больше кеглей-мошек, та команда и выиграла.

Помимо заботы о пропитании стрижам нужно помнить о врагах, которые им угрожают. Кто эти враги?

«Стриж и кот»

На площадке чертится круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – кот, он встает в центре круга. Остальные играющие – стрижи – становятся за кругом у самой черты. По сигналу учителя стрижи начинают «влетать» и «вылетать» внутрь круга и обратно, а кот старается поймать кого-то в тот момент, когда тот находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот – стрижом. Игра повторяется несколько раз.


«Стриж и мошки»

На полу мелом чертится большой круг. Внутри него дети – «мошки» бегают и веселятся. Водящий – «стриж» , пробегая сквозь круг, пытается поймать мошку. Дети разбегаются за пределы круга. Когда стриж пролетел, мошки снова слетаются в круг.

Игра продолжается, пока в кругу не останутся 2-3 мошки.

Гнездо «Объяснялки»

Попробуйте сказать другими словами, но при этом сохраняя смысл пословицы.

    Всякая птица своим пером гордится.

Тело стрижа покрыто однотонным буровато-тёмным оперением с грязно-белым пятном на горле.

    Птичка – невеличка, а коготок остёр.

В отличие от других птиц у стрижей все 4 пальца направлены вперед; пальцы снабжены острыми коготками.

    Всякая птица своим клювом сыта.

Клюв у стрижа небольшой, черный, слегка заостренный, но клевать им стриж не может. Ловят черные стрижи мелких насекомых в полёте, раскрыв клюв, как собирают тралом рыбу рыболовные суда.

Кукушка кукует, сорока стрекочет, журавль курлычет, а стриж визжит.

Визжать, как стриж, не умеет никто.

    Видна птица по полёту .

Черный стриж – самая быстролетная, длиннокрылая птица. Сидит птица на отвесной стене, ухватившись лапками за стену, а потом разжимает лапки, начинает падать и тут же расправляет крылья. Так стрижи отправляются в полёт, а по-другому не могут. Крылья у них слишком длинные для того, чтобы взмахнуть ими, находясь на земле.

    Разминка «Черные стрижи».

Черные стрижи летают, (руки в стороны и назад)

Мошек собирают, (открыть широко рот)

Черные стрижи визжат, (повизжать)

Накормить птенцов хотят. (Наклоны головой вниз – вперед).

    Мало – помалу птичка гнездо свивает.

Стриж ловит на лету соринки, пушинки, обрывки бумаги, и все это склеивает клейкой слюной. Гнездо у черного стрижа невысокое, плоское.

    У каждой пташки свои замашки.

Черный стриж не умеет передвигаться по земле, не умеет с ровного места подниматься на крыло. Стриж, как медведь в берлоге, как барсук в норе, как летучая мышь, как змея с наступлением холодов, может впадать в так называемое оцепенение.

Гнездо «Сказочное»

Продолжить рассказ Сергея Владимировича Михалкова

«Гнездо стрижей»

Дом пансионата стоял на горе. С балкона открывался вид на все ущелье и на поросшие лесами склоны гор, за которые весь день цеплялись ленивые, низкие облака. Внизу шумел горный поток, а над ним, в прозрачной вышине, день-деньской взмывали ввысь и ныряли в бездну десятки стрижей. В погоне за мошкарой они напоминали маленьких истребителей в воздушном бою. На балконе, в углу, под самым потолком, притулилось стрижиное гнездо. Мое соседство ничуть не смущало его пернатых обитателей, и я, проводивший большую часть времени на балконе за работой, был в курсе всех стрижиных событий. Стриж и стрижиха поочередно, а иной раз вместе возвращались домой с добычей и, стремительно протолкнув что-то в раскрытые клювы двух прожорливых птенцов, так же стремительно ныряли из-под навеса крыши вниз и исчезали из виду. Нетрудно было догадаться, что стриженята - брат и сестра. Братец был крупнее и бойчее; он чаще выглядывал из гнезда, шире раскрывал клюв, встречая родителей, и нахально отталкивал свою сестренку, когда та пыталась тоже подышать свежим воздухом. Как-то, выйдя на балкон, я по привычке поднял голову и увидел братца-стрижонка уже не в гнезде, а около него - может быть, он даже и не выпал, а впервые из него вылез. Легкий ветерок ерошил его мягкие перышки, а сам он неуверенно жался к стенке дома, держась лапками за провод, на котором сидел. Его сестренка, вертя головкой, следила за ним, робким чвириканьем выражая, по-видимому, свое недоумение. Я решил помочь птенцу, встал на стул и хотел было осторожно водворить его обратно в гнездо, как вдруг, самым неожиданным образом, стрижонок вспорхнул и улетел.

Придумайте, что могло дальше произойти со стрижонком (можно в сказочной форме). Ребята по одному предложению придумывают своё продолжение рассказа. Глоссарий
Приключенческая игра (синонимы: Квест (транслит. англ. quest - поиски), Adventure (англ. приключение) - один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Участники живого квеста оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая цель - борьба за сокровища, раскрытие тайны, спасение от бедствия. Каждый из участников получает индивидуальную в этой ситуации, а также свои индивидуальные цели.

Наличие нескольких целей обеспечивает разноплановость игры. Игрок сам может определять, какая цель для него первоочерёдная.

Суть игры - выполнить как можно больше целей.


Красная книга - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные. Памятник природы - охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении. Заказник - охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты . «Стрижиная проблема» – их птенцы нередко преждевременно покидают гнёзда, ещё не умея летать. Такое происходит и у многих других птиц, но у большинства видов родители продолжают заботиться о плохо летающих слетках, защищая их и продолжая выкармливать. У стрижей же вылетевшие из гнёзд молодые птицы сразу начинают самостоятельно питаться и жить без помощи родителей. Поэтому если птенец покидает гнездо, не умея летать – он неминуемо погибнет, если человек не придёт ему на помощь. Выкормить такого стрижонка дома – дело довольно хлопотное, но вполне возможное.

Квест «Пикник» для взрослых и подростков — готовый оригинальный комплект (идея и её воплощение принадлежит исключительно сайту сайт), содержащий набор красочно оформленных заданий, с помощью которых вы сможете устроить на природе или в лесу увлекательный командный квест с поиском спрятанного сюрприза.

Все задания полностью готовы - нужно только выбрать из них наиболее подходящие по ключевым словам, распечатать и непосредственно перед началом игры разложить в соответствии с продуманной цепочкой поиска.

Готовые сценарии для проведения квеста. Подробную информацию можно посмотреть, нажав на интересующую картинку.

О комплекте

  • Большое разнообразие универсальных мест на природе или в лесу, где можно спрятать загадки и сам сюрприз.
  • Нет навязанной цепочки поиска, можно раскладывать задания в любой последовательности и сделать любое количество этапов (максимально 11 этапов).
  • Подсказки красочно оформлены, содержат интересные и разнообразные задания на основе словесных игр.
  • Комплект предназначен для взрослых и подростков от 14 лет.

Командная квест-игра

Комплект «Пикник» для взрослых и подростков предусматривает проведение квеста для двух команд: каждый вид задания выполнен в нескольких вариантах, с разными ключевыми словами - для того, чтобы у команд были равные шансы, и победа зависела от быстроты реакции и сообразительности игроков. Это сделано также для того, чтобы у организатора квеста был широкий выбор наиболее удобных мест при составлении цепочки поиска.

Оформление комплекта

Оригинально начать квест-игру можно с помощью специальной открытки . Она устойчивая и готовится всего несколько минут (подробности в комплекте), в середине - первая подсказка; формат открытки - А4. В готовом виде она выглядит таким образом:

оформление заданий

Описание заданий

(в скобках указаны ключевые места, где можно спрятать подсказки и сюрприз)

  1. Подсказка «Цветик-семицветик» ( бутылка, палатка, тарелка ). Увлекательное задание на смекалку.
  2. Подсказка-шифр «В мире животных» ( кастрюля, корзина, салфетки, спальник ). Шифр в виде силуэтов животных. Сначала с помощью ключа нужно расшифровать буквы, а затем составить из них слово.
  3. Подсказка «Перевёртыши названий фильмов» (газета, журнал, машина) . Весёлое задание, которое особенно понравится любителям игры «перевёртыши». Нужно отгадать «перевёрнутые» названия известных фильмов. Примеры: Ласковая частушка (Жестокий романс), Летний абрикос (Зимняя вишня).
  4. Подсказка «Сказки на новый лад» (пакет, сумка) . Интересное задание на чувство юмора. Нужно отгадать, как могли бы звучать названия известных сказок в виде сенсационных заголовков в жёлтой прессе. Пример: Деревенский лодырь нещадно эксплуатирует бедное пресноводное! (По щучьему веленью).
  5. Подсказка «Зашифрованные поговорки» ( берёза, гитара, мангал, удочка ). Увлекательное задание на образное мышление.
  6. Подсказка «Фруктово-овощные цепочки» (дрова, уголь, вода, кепка ). Непростая задачка на основе чайнворда. Нужно восстановить три словесные цепочки.
  7. Подсказка «Походная» ( камень, карман ). Нужно с помощью картинок и только одной подсказанной буквы разгадать кроссворд.
  8. Подсказка «Зашифрованные фразеологизмы» (куст, пень, хлеб ). Оригинальное задание на ассоциативное мышление. Нужно отгадать, какие фразеологизмы русского языка зашифрованы картинками.
  9. Подсказка «Пропущенная буква» ( рюкзак, цветок, трава ). Задание на быстроту мышления.
  10. Подсказка «Грибная» (бревно, дерево, кружка ). Оригинально оформленное задание на составление анаграмм.
  11. Подсказка «Автомобильная» ( багажник, телефон ). Интересное задание: нужно вспомнить названия марок автомобилей и найти ключ к решению загадки.
  • открытка для начала квеста
  • рекомендации по подготовке и проведению квеста + удобная табличка для составления цепочки поиска
  • задания и ответы (за каждым заданием сразу же следует ответ, а для удобства и наглядности все ответы оформлены так же, как и сами задания)

Комплект предлагается в электронном виде - вам нужно самостоятельно распечатать всё необходимое на цветном принтере (открытка и задания отлично смотрятся на обычной офисной бумаге).

Формат комплекта: задания и ответы — 63 стр., инструкция — 5 стр. (файлы pdf), открытка для начала квеста (файл jpg)

После нажатия на кнопку будет осуществлен переход в корзину Robo.market

Оплата осуществляется через платежную систему Robo kassa по защищенному протоколу. Вы можете выбрать любой удобный способ оплаты.

В течение часа после успешной оплаты на указанную вами почту придут 2 письма от Robo.market: одно из них с чеком, подтверждающим произведённый платеж, другое письмо с темой «Заказ на Robo.market #N на сумму N руб. оплачен. Поздравляем с успешной покупкой!» — в нём ссылка на скачивание материалов.

Пожалуйста, указывайте адрес почты без ошибок!

Квест «Детский пикник» — готовый оригинальный комплект (идея и её воплощение принадлежит исключительно сайту сайт), содержащий набор красочно оформленных заданий, с помощью которых вы сможете устроить для детей на природе или в лесу увлекательный командный квест с поиском спрятанного клада, возможно деление игроков на 2-3 команды. Подарите детям весёлое незабываемое приключение!

Все задания полностью готовы - нужно только выбрать из них наиболее подходящие по ключевым словам, распечатать и непосредственно перед началом игры разложить в соответствии с продуманной цепочкой поиска.

Готовые сценарии для проведения квеста. Подробную информацию можно посмотреть, нажав на интересующую картинку.

О комплекте

  • Большое разнообразие мест на природе или в лесу, где можно спрятать загадки и сам сюрприз.
  • Готовые интересные подсказки помогут провести увлекательный квест. В основе заданий – словесные игры (в том числе слова-анаграммы с перестановкой букв, зашифрованные картинками фразеологизмы).
  • Нет навязанной цепочки поиска, можно раскладывать задания в любой последовательности и сделать любое количество этапов (максимально 12 этапов).
  • Комплект предназначен для детей 8-13 лет.

Командная квест-игра

С помощью комплекта «Детский пикник» вы сможете провести квест для двух или трёх команд: каждый вид задания выполнен в нескольких вариантах, с разными ключевыми словами - для того, чтобы у команд были равные шансы, и победа зависела от быстроты реакции и сообразительности игроков. Это сделано также для того, чтобы у организатора квеста был широкий выбор наиболее удобных мест при составлении цепочки поиска.

Оформление комплекта

Оригинально начать квест-игру можно с помощью специальной открытки . Она устойчивая и готовится всего несколько минут (подробности в комплекте), в середине - первая подсказка; формат открытки - А4. В готовом виде она выглядит таким образом:

оформление заданий

Описание заданий

(в скобках указаны ключевые места, где можно спрятать подсказки и сюрприз)

  1. Подсказка «Цветик-семицветик» ( бутылка, палатка, тарелка ). Увлекательное задание на быстроту мышления.
  2. Подсказка «Солнечный шифр» агажник, бадминтон, корзина, фотоаппарат ). Красивый солнечный шифр. Сначала с помощью ключа нужно расшифровать буквы, а затем составить из них слово.
  3. Подсказка «Найди отличия» (пакет, сумка). Занимательное задание, нужно найти отличия на двух с виду одинаковых картинках.
  4. Подсказка «Витаминная» амень, мангал, уголь, кепка, карман). Нужно найти ключ к хитрому шифру.
  5. Подсказка «Походная» ( кастрюля, спальник, салфетки ). Не совсем простая задачка: с помощью картинок и всего только двух подсказанных букв разгадать кроссворд.
  6. Подсказка «Лишние буквы» ода, плед, дрова, лодка ). Задание на внимательность и сосредоточенность.
  7. Подсказка «Пейзаж» (ель, цветок). Несложное, но занимательное задание: нужно собрать пазл и по восстановленной картинке узнать место, где находится следующая подсказка.
  8. Подсказка «В мире насекомых» (платок, газета, машина ). Оригинально оформленное задание на составление анаграмм.
  9. Подсказка «Зашифрованный текст» ( берёза, рюкзак, трава ). На выбор по 4 варианта зашифрованной фразы.
  10. Подсказка «Зашифрованные фразеологизмы» ( куст, пень, хлеб ). Увлекательное задание на образное мышление.
  11. Подсказка «Весёлые сравнения» (бревно, дерево, кружка). Весёлое задание на смекалку.
  12. Подсказка «Таблица умножения» ( конверт, блокнот, зелёный воздушный шарик, красный воздушный шарик ). Интересное задание на логику.
  • открытка для начала квеста
  • рекомендации по подготовке и проведению квеста + удобная табличка для составления цепочки поиска
  • задания и ответы (за каждым заданием сразу же следует ответ, а для удобства и наглядности все ответы оформлены так же, как и сами задания)

Комплект предлагается в электронном виде - вам нужно самостоятельно распечатать всё необходимое на цветном принтере (открытка и задания отлично смотрятся на обычной офисной бумаге).

Формат комплекта: задания и ответы — 67 стр., инструкция — 5 стр. (файлы pdf), открытка для начала квеста (файл jpg)

После нажатия на кнопку будет осуществлен переход в корзину Robo.market

Оплата осуществляется через платежную систему Robo kassa по защищенному протоколу. Вы можете выбрать любой удобный способ оплаты.

В течение часа после успешной оплаты на указанную вами почту придут 2 письма от Robo.market: одно из них с чеком, подтверждающим произведённый платеж, другое письмо с темой «Заказ на Robo.market #N на сумму N руб. оплачен. Поздравляем с успешной покупкой!» — в нём ссылка на скачивание материалов.

Пожалуйста, указывайте адрес почты без ошибок!

В последнее время родители часто выбирают квест в качестве развлечения на детский праздник. И такой выбор вполне оправдан. Ведь малыши больше всего на празднике ждут именно развлечений, им хочется активного отдыха. Ну и конечно дети любят разгадывать тайны и загадки. Поэтому череда заданий, объединенных какой-то одной целью, тематикой, всегда вызывает восторг у детишек любого возраста.

Родителям же хочется, чтобы квест был простым в плане его реализации, для него требовалось минимум реквизита.Это особенно актуально, если праздник будет проходить на природе и планируется квест игра для детей на улице.

Именно такой сценарий квеста мы и хотим вам представить. Он рассчитан на дошкольников и учеников младших классов, которые знают буквы, цифры, умеют читать и писать. Все задания несложные, их под силу решить дошкольнику или первокласснику.

Тема квеста — животные, и задания так или иначе связаны с ними.

Квест рассчитан на одну команду, то есть все участники проходят его совместно, у всех общая цель, нет победителей и проигравших, а значит никому не будет обидно.

Приключение можно организовать в лесу, в парке. Обязательное условие — наличие деревьев, кустов, травы. Локации с заданиями не обязательно должны быть далеко друг от друга, пусть они даже будут все в поле зрения. Участники все равно наперед не знают, в каком порядке они будут проходить этапы

Подготовка и необходимый реквизит

Первый этап

Понадобятся: конверт, лист бумаги с заданиями кроссворда, лист с самим кроссвордом, ручка, карандаш или фломастер.

Кроссворд и задания к нему прячем в конверт. Конверт должен быть в руках ведущего к началу квеста.

Второй этап

Понадобятся: файл, распечатанное изображение козы, распечатанные и вырезанные слова и слоги, прищепки или скрепки, на которые слова и слоги крепятся к кусту.

Ищем подходящее дерево, рядом с которым растет куст, или просто отдельно растущий куст. Файл с изображением козы и текст задания прячем в файл. Файл крепим к дереву или к кусту веревкой или кнопкой. Слова и слоги крепим к кусту прищепками в произвольном порядке. Не обязательно все вешать на виду, чтобы было интереснее, несколько из них прячем вглубь куста.

Третий этап

Реквизит: файл, распечатанное изображение лисицы, конверт с заданием, несколько спичечных коробков или капсул от киндер-сюрприза, распечатанные подсказки и несколько пустых бумажек, которые прячутся в спичечные коробки.

В файл кладем изображение лисицы, текст задания и крепим его к дереву.

Коробков должно быть больше, чем подсказок. В некоторых будут бумажки с подсказками, а в некоторых — пустые бумажки. Это усложнит процесс поиска и сделает его интереснее. Коробки прячем тщательно, для этого желательно поискать высокую траву. Спичечные коробки можно заменить капсулами от киндер-сюрпризов.

Четвертый этап

Нам необходимы: файл с изображением кота, конверт с распечатанным заданием, несколько одинаковых веревок, 9 фигурок мышек, вырезанных из картона. На каждой мышке — буква. Из букв можно составить слово “сокровище”.

Файл с изображением кота и с заданием крепим к дереву. Фигурки мышек в произвольном порядке нанизываем на веревки — по 2-3 штуки на каждую веревку. Веревки наматываем вокруг дерева так, чтобы их было не слишком просто размотать.

А вот вам шаблон мышки:

Пятый этап

Реквизит: файл с изображением мышек и с заданием. Также понадобится ведерко с песком и ящик, закрывающийся на замок. В ящике и будут спрятаны сокровища. В качестве сокровищ можете использовать сладости, маленькие игрушки, сувениры, наклейки и прочие приятные мелочи.

Ключ от замка прячем в ведро с песком.

Ну а теперь начинаем наш квест для детей на природе, задания подготовлены и ждут участников.

Старт приключения

Ведущий держит конверт с первым заданием. В конверте находится кроссворд, который необходимо разгадать. В кроссворде всего четыре загадки, ответы на которые вписываются в клеточки, и в результате в серых клеточках у нас должно получиться слово-ключ.Именно это слово и приведет нас к следующему заданию.

Загадки:

  1. На макушке ушки, спит он на подушке. На мышей охотник, кто же это? …….(Котик)
  2. Молоко давать готова нашей бабушки …… (Корова)
  3. Скачет очень ловко, любит он морковку (Заяц)
  4. Лает звонко, охраняет, от злодеев защищает. (Собака)

Какое слово у нас получилось? Коза! А значит ищем следующее задание там, где нарисована коза.

Локация Коза

Ребята бегут к дереву, на котором прикреплен файл с изображением козы. В этом файле находят следующую задачу.

Текст задания: “Дорогие ребятишки! Когда я паслась в лесу, то заметила, что на кустике появились необычные листочки. Видимо, их здесь оставили лесные звери. Листочки надо собрать и разгадать, что же на них написано”

Участники собирают с куста заранее подготовленные листики со словами и со слогами. В словах некоторые слоги пропущены, их надо вставить.

Слова:

Слоги:

Вставляем слоги в слова и получаем названия животных:

  • белочка;
  • хомячок;
  • бурундук;
  • шиншила;

Ведущий: А теперь давайте посмотрим, есть ли что-то общее между нашими зверьками? Может быть кто-то из них лишний?

Дети должны догадаться, что практически все из перечисленных зверушек грызуны, кроме лисицы. Если детям тяжело догадаться, ведущий может задавать наводящие вопросы: что кушают все эти звери, что общего в их внешнем виде и т.д. В конце концов дети приходят к выводу, что в этом списке лисица лишняя. Вот она и будет ключом к следующему заданию. Дети ищут дерево с изображением лисички.

Локация Лисичка

Ведущий: Давайте достанем конверт и посмотрим, какое задание нам подготовила хитрая лисичка.

Ведущий достает конверт и читает задание: “Здравствуйте ребятки, я лисичка-сестричка. Помогите мне в моей беде! Были у меня подсказки, но я бежала, хвостиком махнула и подсказки рассыпались. Помогите мне их собрать!”

Дети ищут в траве спичечные коробки с подсказками. Затем открывают каждый из них и разгадывают, что же в них загадано.

А вот и сами подсказки:

  • не вода, а жидкое, не снег, а белое (молоко)
  • живет в речке, но не лягушка (рыба)
  • он бывает детский, а еще из него делают сырники (творог)
  • маленькая и серенькая, а все ее боятся (мышка)

Ведущий: Ну вот дети мы и помогли лисичке с подсказками, но что же в них зашифровано?

Дети пробуют догадаться сами, если у них это не получается, можно подсказать. Все отгадки — это еда какого-то животного. Какого именно? Правильно, кота! А значит теперь надо искать дерево с изображением кота.

Локация Кот

Ведущий: Ребята, давайте посмотрим, что за задание нам приготовил пушистый котик. Достаем из конверта текст задания.

Текст задания: “Здравствуйте детишки! Я заблудился в лесу и растерял по дороге всех своих мышек. Помогите мне их отыскать. Я точно знаю, что мышки должны вам подсказать что-то очень важное, но я не знаю что именно…”

Малыши распутывают веревку на дереве, снимая с нее картонных мышек. Когда все мышки сняты с веревки, надо составить слово из букв, изображенных на них. Участники составляют слово “Сокровище”.

Ведущий: Что у нас получилось? Сокровище! А что это значит? Что клад уже где-то близко! А кто нам дал подсказку про сокровище! Правильно! Мышки! Значит следующее задание ищем у мышек.

Локация Мышки

Дети подходят к дереву с мышками, ведущий достает из файла задание.

Текст задания: “Здравствуйте детишки, мы — подружки-мышки! В нашей норке был спрятан ключ от сокровища, но норка засыпалась и теперь ключ под песком. Помогите отыскать ключик, а в награду получите сокровища из тайного сундука”.

Участники дружно ищут ключик в ведре с песком. Если хотите усложнить задание, возьмите несколько разных ключиков и спрячьте в песок. Тогда ребятам придется перебрать несколько ключей, прежде чем найдется нужный.

Когда ключ найден и сундук открыт, малыши с радостью забирают свой клад!

Заключение

Такой квест хорошо организовывать, когда праздник подходит к концу. Сладости, найденные в сундуке могут дополнить сладкий стол.

Продолжительность данного квеста — от получаса до часа. Длительность проведения будет зависеть от самих участников и от ведущего, в частности от того, будет ли он им подсказывать, задавать наводящие вопросы.

При желании можно дополнить детский квест на улице картой. Такую карту составляйте на основании расположения локаций на вашей местности. Хотя карта особой роли в самом квесте не играет, она, скорее, для общего антуража.

Практически весь реквизит можно найти в любом магазине канцтоваров, что значительно упрощает организацию квеста. Исключение — ведро с песком и ящик с замком. Если ведро и песок найти не проблема, то ящик придется подобрать по размерам, возможно украсить его, ведь это все-таки клад. Ну и придется задействовать папу, чтобы прикрепил замок на ящик.

Желаем вам веселого детского праздника!

Экологический квест для учащихся средних классов «Лукоморье»


Аннотация. Сухомлинский писал: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине» Славянские мифы, легенды и сказки учат любить и понимать окружающий нас мир, а значит любить Родину. Экологический квест «Лукоморье» поможет ребятам в игровой форме прикоснуться к волшебному миру наших предков и понять, что человек и природа одно целое. Так было и будет всегда.
Квест «Лукоморье» для юных экологов, которые любят мифы, легенды и сказки. Сценарная разработка может заинтересовать педагогов дополнительного образования и учителей школ.
Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель: расширение знаний учащихся о сказках, легендах, мифах как о кладезе экологических знаний.
Задачи:
- способствовать развитию логического мышления, разговорной речи, наблюдательности;
- воспитать у ребят культуру общения, любовь к истории своего народа посредством игр, конкурсов;
- создать у детей праздничную атмосферу сказки, способствовать развитию у них активности, желания участвовать в конкурсах.
Форма организации мероприятия : квест
Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная установка, презентация «Лукоморье», иллюстрации мифических персонажей, бумага, цветные карандаши, фломастеры, жетоны (зеленого, синего, коричневого цветов), сценарная разработка экологического квеста «Лукоморье».
Участники мероприятия: учащиеся в возрасте 10-14 лет.
Продолжительность мероприятия: 2 часа.
Предварительная работа: чтение и просмотр сказок, легенд, мифов, с их последующим обсуждением.

Правила игры:

Квест это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.
1. Игра начинается с того, что участники делятся на три команды.
2. Ведущий рассказывает о теме игры и правилах.
3. Путешествие начинается с визита к Бабе-Яге, где команды выбирают одну из дорог: «Лес», «Река», «Деревня».
4. В домике Бабы-Яги команды получают задание: нарисовать одного из мифических персонажей.
5. По дороге к острову Буяну командам предстоит расколдовать по 3 персонажа из славянской мифологии. Ведущий сначала рассказывает о персонаже, который встречается на дороге, после чего нужно ответить на вопросы этого персонажа (каждый ответ – 1 жетон).
6. В конце все команды встречаются на «острове Буян».
Где их ждет последнее задание - вспомнить отрывок «У лукоморья дуб зеленый» А.С.Пушкина.
7. Подведение итогов квеста.
Та команда, которая соберет больше жетонов (на дороге «Лес» - зеленые, на дороге «Река» - синие, на дороге «Деревня» - коричневые) – получает приз.

Вступительное слово

Сегодня мы отправляемся в мир славянских языческих мифов, в те стародавние времена, когда наши предки, древние славяне, жили на территории Европы, от Балтийского моря до Адриатики, от Эльбы до Волги. Жизнь людей всецело зависела от природы, от воли могущественных богов и духов.
Главным предметом поклонения было солнце. Оно давало тепло и свет, от него зависел урожай, а значит и сама жизнь. Наши далёкие предки верили: мир состоит из 3-х частей, 3-х царств: явь – это реальный мир, правь – царство солнца, навь – тёмное царство. Отсюда и пошло «Тридевятое царство», «Три желания» и т. д. В русских народных сказках герои отправляются в дорогу, чтобы найти остров Буян – центр мироздания. На этот остров мы сегодня попробуем попасть. А дорога наша начинается в избушке Бабы-Яги. Каждая команда выберет себе дорогу. У каждой дороги есть свой покровитель, языческий бог.

Велес – покровитель команды идущей через лес. Он повелитель зверей. Обычно его изображают в виде медведя. Велес был покровителем урожая, охоты, домашнего скота, богом богатства, власти, торговли. В честь его на масленицу рядились в звериные шкуры и маски.


Перун – покровитель команды, которая идёт вдоль реки. Он властелин 4-х стихий: небесного огня, земли и воды. Этого бога молили о дожде.


Белбог – покровитель команды идущей через деревню. Он воплощение света, добра и удачи. Белбог появляется в образе старца с длинной бородой и белой одеждой. К нему обращались с просьбами о человеческом счастье, семейном благополучии, достатке, удачи.


Эти боги будут помогать нам в пути. По дороге мы встретимся с добрыми и злыми духами. Для того чтобы их увидеть, нужно их расколдовать (узнать по описанию). Потом нужно ответить на их вопросы. Та команда, которая расколдует духов и ответит на их вопросы, попадёт на остров Буян.
Итак, в путь, друзья! Персонаж № 1.
Царь леса. С виду он совсем как человек, но если присмотреться, то заметно, что всё в его одежде перепутано. Левая пола кафтана застёгнута на правую сторону, правый лапоть надет на левую ногу. Глаза его зеленыё как мох, а по ночам горят, словно 2 светлячка. Бровей и ресниц нет, а также и правого уха. Если он идёт по лесу, рост его достигает самых высоких деревьев, а если по траве – становится с малую травинку. Живёт он обычно в буреломе или в старом дупле. Превращаться может в любого зверя или растение. Осенью он буянит и куролесит в лесу. Он прощается с летней жизнью, а после первых петухов – проваливается сквозь землю и спит до весны.
(Леший)


Вопросы Лешего:
Вопрос 1. Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Для этого заблудившийся садился на пенек, и кое-что делал со своею одеждой и обувью. Покажите, как нужно выходить из лесу, чтобы запутать Лешего? (Одежду с себя нужно снять, вывернуть наизнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой на правую ногу, а выходить из леса нужно задом наперёд)

Вопрос 2. В славянской мифологии примет и суеверий, связанных с животными, много. Назовите 3-4. (Чёрная кошка – к несчастью. Кошка умывается - к гостям. Синица в окно постучала – добрая весть.)

Вопрос 3. У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определённое время, в праздники. Один из таких танцев сохранился до сих пор. Он посвящён солнцу и является его символом. Назовите его. (Хоровод. Круг – символ солнца. Танцуя, люди совершают обряд поклонения солнцу)

Персонаж №2
Это убелённый сединой старец. В его руке – деревянный посох, а на груди висят древние амулеты. Языческий жрец – предсказатель судеб, ведающий прошлым, настоящим и будущим. В древности такие старцы были самыми уважаемыми людьми. За мудрым советом обращались к ним князья, воины и простые люди. Эти мудрецы составляли календари, знали древнюю письменность. Они были целителями, предсказателями погоды, из поколения в поколение передавали свои сокровенные знания. Чтобы им стать, нужно побывать в царстве мертвых – в Нави, оттуда подняться в небесное царство – Правь и спуститься на землю – в Явь. Жили они в отдалении от людей, в дремучих урочищах, поклонялись Перуну. Власть и богатство не имели для них значения.
(Волхв)


Вопросы Волхва:
Вопрос1. Из какого произведения этот отрывок?
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветом грядущего вестник.
В мольбах и гаданьях проведший весь век…
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык.
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле:
Но вижу твой жребий на светлом челе…
(А. С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»)

Вопрос 2. Вспомните русские народные сказки, в которых герои были обращены колдунами в каких – либо животных, птиц, в предметы, то есть стали оборотнями? («Белая уточка», «Финист – Ясный Сокол», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна – Лягушка»)

Вопрос 3.
Я сам по себе,
Я сильнее всего,
Все любят меня
И все губят меня.
(Огонь)

Персонаж №3
Это «полуконь», существо с телом животного и головой человека. Его задача охранять коней – солнечных богов: Хорса, Дождьбога, Световита или стадо коров бога Перуна, вместо молока дающих дождевую воду. Он невзрачен с виду, даже уродлив – маленький, с горбом и длинными ушами. Но он мудр, немного плутоват и добр, понимает людей и говорит человеческим голосом. Этот персонаж славянских мифов стал прототипом одного известного героя – Конька-горбунка.
Ростом только с три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
На земле и под землей
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду медом напоит.
(Полкан)


Вопросы Полкана:
Вопрос 1. Вспомните, какой обряд должен совершать царь в сказке Ершова «Конёк-Горбунок», чтобы омолодиться?
(Нужно искупаться в трёх котлах:
- первый – с водой студёной;
- второй – с водой варёной;
- третий – с кипящим молоком)

Вопрос 2. О дожде молили бога Перуна, повелителя стихий. У него был свой день недели – четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными. И в наше время существует крылатое выражение, которое мы вспоминаем, когда говорим о чём-то несбыточном, во что сами не верим. Назовите это выражение. («После дождичка в четверг»)

Вопрос 3. Гамаюн – это вещая птица, посланница бога Велеса. Она говорит загадочным языком, богатым символами. Разгадайте её загадки.
А) Всех наградила
Всех загубила. (Осень)
Б) С зарей родился
Чем больше рос,
Тем меньше становился. (День)
В) Кто утром на четырёх ногах,
В полдень на - двух,
Вечером – на трёх. (Человек)

РЕКА

Персонаж №1
Владения свои он объезжает на огромном соме, поэтому рыбу эту прозвали «чёртовым конём». Его боятся и всячески ублажают. Рассердится - не видать рыбакам рыбы, а то может и вовсе на дно утащить. Зимой он спит, а с приходом весны пробуждается. В это время он голоден и сердит, поэтому буянит, ломает лёд на реках и разгоняет рыбу. Поговаривали, что - это полурыба – получеловек. У него борода – как трава или тина. Волосы длинные, тоже из тины. Тело гладкое, переливается, как рыбная чешуя. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или городе, но водного хозяина можно было узнать: с левой полы его одежды постоянно капает вода. Иногда зимой просыпается и выплывает на поверхность водоёма в виде большой щуки.
(Водяной)


Вопросы Водяного:
Вопрос 1. Вспомните русскую народную сказку, где отразились эти верования русского народа. Как звали молодого парня, встретившего зимой Водяного в образе рыбы? (Емеля из сказки «По щучьему велению»)

Вопрос 2. На русалочью неделю (она завершалась праздником Ивана Купалы) женщины и девушки исполняли ритуальный танец плодородия. Они снимали браслеты, распускали широкие длинные рукава и, на время, как бы, превращались в русалок с руками – крыльями. Это называлось танцевать «спустя рукава» женщины взмахивали рукавами и просили у русалок обильных дождей и урожая. Описание этого танца сохранилось в одной известной народной сказке. В какой? («Царевна – лягушка»)

Вопрос 3. Почему розги делали из берёзы? (Берёза – оберег, изгоняющий нечисть, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд – изгнание бесов)

Персонаж №2
Предание гласит, что это чудовище рождается из куриного яйца, высиженного жабой. На кого оно посмотрит, тот превращается в камень. Но взгляд его опасен и для него самого. Обитает это чудовище в расщелинах скал и сторожит сокровища. Похож на петуха, имеющего голову индюка, глаза жабы, крылья летучей мыши и хвост змеи. Оно не боится ни воды, ни огня, не нуждается в пище, ему достаточно полизать камень, чтобы утолить голод. Единственно, кого они боятся – это живого петуха. Он может погибнуть, увидев его или услышав петушиный крик.
(Василиск)


Вопросы Василиска:
Вопрос 1. Вам предстоит сразиться с Василиском с помощью этого предмета (даёте зеркало). Как вы это сделаете? (Взгляд Василиска смертелен для него самого. Он умрёт, если увидит своё отражение в зеркале.)

Вопрос 2. Почему считалось, что нельзя отправляться в дорогу до пения петухов? (Пение петухов означало восход солнца и бегство нечистой силы.)

Вопрос 3. Существует несколько животных, считающихся священными, которых черт никогда не может принять и даже их боится. Перед вами несколько животных, которые окружают человека: собака, корова, лошадь, осёл, коза, змея, кошка, овца, голубь, петух, свинья (игрокам даются карточки с изображением животных). Найдите тех, которые являются «чистыми». (Корова – священное животное у славян, кормилица. Голубь – символ чистоты и красоты. Осёл – символ мира, на нём Христос въехал в Иерусалим. Петух – враг всей нечисти, вестник рассвета.)

Персонаж №3
Легендарный поэт-песенник, седовласый слепой старец, играющий на гуслях. Поет он о славе земли Русской, о богах, богатырях и князьях. По преданию он божественного происхождения. Его ещё называли «велесовым внуком». Он понимал голоса птиц, зверей и переводил их на человеческий язык. Считалось, что струны его гуслей живые, а пальцы – вещие. В русских былинах мы встречаемся с ним, сидящим среди русских воинов. Незрячий, он видит и слышит то, что не дано простым смертным.
(Баян)


В «Слове о полку Игореве» так говорится о Баяне:
То не десять соколов взлетали.
А Баян персты на струны клал,
И живые струны рокотали
Славу тем, кто не искал похвал.

Вопросы Баяна:
Вопрос 1. Баян был одним из тех, кто собирал и передавал из поколения в поколение знания об окружающем мире, которые были зашифрованы в иносказательной форме. Одна из таких форм передачи знаний дошла и до наших дней, форма «вопрос-ответ». С помощью её обучали детей, давали им представление о земле и небе, времени и пространстве. Назовите эту форму, один из видов русского фольклора. (Загадка)

Вопрос 2. Одолень – трава обладает удивительными свойствами. Может одолеть всякую нечисть. Отвар её служит защитой от боли, а корень – талисманом в дороге, кто найдёт эту траву, тот станет врачевателем. Растёт она на болоте, по берегам прудов и рек среди трав и цветов. Что это за растение. (Водяная лилия или кувшинка)

Вопрос 3. Алконост – чудесная птица с лицом женщины и телом птицы. И вот её загадки:
А) Лежит брус через всю Русь,
На этом брусе 12 гнёзд,
В каждом гнезде по 4 яйца,
А в каждом яйце по 7 цыплят.
(Брус- год, 12 гнёзд – 12 месяцев, 4 яйца – 4 недели, 7 цыплят – дни недели)
Б) Пришёл волк –
весь народ умолк.
Ясен сокол пришёл –
Весь народ пошёл. (День и ночь)
В) На нашей земле есть 2 почитаемых дерева. Одно – символ красоты, другое – мужества, назовите эти деревья. (Берёза. Стройная, как берёза. Дуб. Сильный и могучий, как дуб)

ДЕРЕВНЯ

Персонаж №1
В старину его ласково называли «хозяином» или «дедушкой». А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Главная обязанность этого духа – смотреть за хозяйством, за скотом, помогать в доме. Но на его помощь могли рассчитывать лишь родивые, да бережливые хозяева. Ну, а если вы ленивы и неряшливы, то берегитесь – не даст житья. Не будет вам покоя от его проказ и озорства. Хозяйничает он только ночью, а где днём – неизвестно. Хорошие хозяева всячески ублажали домового, подкладывали под печку табак, хлеб, разноцветные ленточки, а переезжая в другой дом, забирали с собой: поскребут за порогом, соберут мусор в совок и высыпят в новой избе. А на новоселье нужно принести ему горшок каши и сказать: «Дедушка …, выходи домой. Иди к нам жить!». В поверьях о нём отразилась любовь народа к своему дому. «В своём доме и углы помогают».
(Домовой)


Вопросы Домового:
Вопрос 1. Как вы думаете, почему переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку? (Домовой любит превращаться в собачку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом)

Вопрос 2. Какие два животных по древнему обычаю должны обязательно жить в каждой крестьянской избе? (Петух и кошка)

Вопрос 3. Полудницы – женщины в белом, которые резвятся на поле в полдень под палящими лучами солнца. Вреда они людям не причиняют, но могут наказать тех, кто нарушил их основной запрет – не работать в полуденные часы. Чем же и по сей день наказывают полудницы ослушников? Воплощением чего является это божество? (Полудница – воплощение солнечного удара)

Персонаж №2
Домашнее мирное божество сна. Придет оно, станет у вашей кровати или тихонько покачает колыбельку с младенцем, и тут же начинают слипаться глаза и прилетают сладкие сны. Имя этого доброго духа стало синонимом слова «сон». Горе вам, если вы чем-то прогневали его. Нападёт тогда на вас бессонница. Но бывает, что это божество подкрадывается к вам совсем в неподходящее время, за работой или утром.
(Дрема)


Его имя донесли до нас колыбельные песни.
Зыбка поскрипывает
Тихо песенки поёт
Дрёму к Ванечке идёт.
Дрёма к Ванечке идёт.
Под головку сон кладёт.
Слова этой колыбельной песни – своеобразный заговор, который повторяли мамы над колыбелью ребёнка, призывая Дрёму и сон.

Вопросы Дремы:
Вопрос 1. Какой совет можно услышать перед очень серьёзным делом, когда не можешь найти выход из трудного положения? («Ложись спать, утро вечера мудренее». И это не только пожелание отдыха. Язычники верили, что во время сна душа может спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить трудную задачу)

Вопрос 2. Злой ночной дух, старик с начесанными космами и бородой. За спиной он носит мешок, в который забирает непослушных детей. Когда наступает время ночного сна, он приходит под окно и сторожит. Услышит капризы и детский плач – начинает шуметь и стучать в окно. Этим духом и сейчас пугают маленьких детей. Как его зовут? (Бабай)

Вопрос 3. Славяне верили, что существуют не только тёмные границы, но и границы между земным, реальным миром и миром потусторонним. Были такие границы и в доме, в крестьянской избе. Их всячески защищали от нечистой силы. Назовите эти границы. (Зеркало, окно, порог, печная труба, видная поверхность, ворота, межа. Именно через эти границы нечистая сила может проникнуть в нашу жизнь).

Персонаж №3
Злое и опасное существо в виде высокой, тощей женщины с перекошенным от злобы лицом. Волосы её всегда начесаны, а платье грязное и рваное. Но главная примета – у неё один глаз. Недобро смотрит она этим глазом, выискивая себе жертву. А найдёт – прицепится крепко-накрепко к человеку, и жди тогда всяческих бед. Не отвяжется от жертвы, пока не заморозит совсем. Это воплощение слепой судьбы злого рока. Всё у человека пойдёт прахом: то дом сгорит, то урожай погибнет, то болезни одолеют, и думает-гадает человек: «За что мне все эти беды?». А оно сидит на шее и посмеивается. Оно ходит не по лесу, а по людям». Славяне считали, что если к кому-то приходит счастье, то неподалёку ходит и оно, завидует чужой радости и стремится её отобрать. До сих пор говорят «Не буди …, коли сидит тихо». Его ещё называют «Беда», «Горе-злосчастье».
(Лихо)


Вопросы Лихо одноглазого:
Вопрос 1. Всем известно выражение: «Как в воду смотрели» - что это означает? С каким древним магическим действом оно связано? (Вода используется в ритуале гадания; выражение означает – угадать, предугадать, увидеть будущее)

Вопрос 2. Скажите, как называется камешек с природной сквозной дыркой. Он используется, как оберег от кикимор. (Это «куриный бог», или «курячий бог» - вешали его в курятнике)

Вопрос 3. Загадки чародея.
А) Вспомните имя чародея, сила которого заключалась в его длиной бороде. (Черномор, А.С.Пушкин)
Б) Идёт по соломе – не шуршит, идёт по воде – не тонет, идёт по огню – не горит. (Тень)
В) Сколько не езди, не ходи, тебе конца тут не найти. (Земля)

Остров Буян

Вот и добрались все до острова Буяна. Здесь Вас ждет последнее задание. Необходимо вспомнить стихотворение А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный». Та команда, которая справится лучше всех, получит 3 жетона, кто похуже – 2 жетона, а третья - 1 жетон. Время 10 минут
У лукоморья дуб зелёный
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
А.С. Пушкин

Заключительное слово. Подведение итогов квеста

Дорогие ребята, мы с вами покидаем волшебную страну, но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в ней.
(Вручение приза команде, победившей в игре)
Мир сказок, легенд, мифов - особенный мир со своими законами, чудесами, загадками, обаянием, юмором. Независимо от возраста, нет человека, который бы не любил эту чудесную страну – ведь это часть нас, нашего детства, истории, веры в добро и победу над злом.
Помните, что народный фольклор – это народный экологический опыт, который дошел до нас из глубины веков и служит источником формирования элементарных экологических понятий.
«Человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание заезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота.
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой», - писал В.Сухомлинский.Конкурс-выставка по экологии для школьников. Положение