Игра по биологии и экологии «Что? Где? Когда? Интеллектуальная игра по экологии для детей подготовительной группы «что? » Что где когда о природе

Цели:

  • активизировать познавательную деятельность, расширять объем природоведческих знаний, интегрирование их с навыками и умениями по другим предметам;
  • формировать навыки овладение правилами игры, развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь;
  • воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь её;
  • воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: игровое поле: название секторов, динамическая стрелка, конверты с заданиями, изображения животных, черный ящик с заданиями, таблички с названиями игры и команд, эмблемы, аудикассета “голоса животных”.

Ход игры

I. Организационный момент

Подготовить игровое поле: разложить название секторов, конверты с заданиями и установить вращающуюся стрелку. Подготовить игроков: команды придумывают название, выбирают эмблемы (заранее). Команды усаживаются за столом вокруг игрового поля.

II. Сообщение цели и темы игры

Здравствуйте, уважаемые игроки и гости! Желаю всем сегодня отличного настроения и радостных побед! Мы проводим интеллектуальную игру для знатоков природы “Что? Где? Когда?” За столами собрались участники игры - это ребята из наших двух 3-х классов. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте с ними познакомимся.

III. Представление команд

Команда 3 “А” класса “Друзья природы”

Команда 3 “Б” класса “Юные натуралисты”

IV. Сообщение правил игры

Приветствую всех членов команд и желаю вам победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

  1. Игра состоит из 10 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.
  2. В каждом секторе располагаются конверты с заданиями: письма ваших друзей - животных.
  3. На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, когда игрокам разрешается общаться между собой.
  4. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
  5. Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет компетентное жюри (представление членов жюри).
  6. Разрешается вращать барабан капитанам команд по очереди.

Итак, начнем игру!

V. Игра по заданиям

Раунд I

(Гонг. Вращается стрелка)

Внимание! Уважаемые знатоки! Вам выпал сектор №1 “Зеленая аптека”.

(Открывается конверт под сектором 1, на котором изображен медведь).

Мудрый Медведь, хозяин лесов, предлагает вам в своем письме несколько вопросов под названием “Зеленая аптека”. Каждая команда получает вопросы. На подготовку ответов дается 3 минуты.

Команда 1

1) Ты натер в пути ногу. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

2) Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля? (календула, мать-и-мачеха, шалфей, сосновые почки, душица)

3) Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы? (чай из шиповника, мяты, крапивы, листьев смородины, земляники)

Команда 2

1) Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых? (лист подорожника)

2) “Жгуча крапива родится, да в щах пригодится”. Почему так говорят в народе? (крапива богата витаминами А, С, К)

3) Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут быстрее избавиться от простуды? (лук, чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка)

4) Пословицы, поговорки, высказывания о здоровом образе жизни на русском и казахском языках.

Раунд II

Сектор 2 “Лесные ягоды”

Попугай Кеша предлагает вам свои веселые загадки о своих лесных друзьях. Каждой команде - по 3 загадки. Отгадайте загадку - напишите отгадку.

Команда 1

Задание 1

1) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

4) Найти среди отгадок односложное слово и сделать фонетический разбор его.

Команда 2

Задание 1

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли)

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя:
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

3) В воде родилась, а в ней мало бывает. (Лягушка)

4) Найти среди отгадок двусложное имя сущ. и сделать фонетический разбор.

Раунд III

Сектор 3 “Отгадай по описанию”

Забавный пес Барбос прислал для вас, уважаемые знатоки, интересное задание. Оно называется “Отгадай по описанию”. Каждой команде предлагается по 2 текста - описание животного и растения. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь?

Команда 1

Задание 1

1) Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро “с жиров”. Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаза. (Заяц)

2) Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” сметают легкие пушинки. (Одуванчики)

Задание 2

Команда 2

Задание 1

1) Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых - просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри - настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого “города”? (Муравьи)

2) Верхняя сторона листьев этого растения - холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - теплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок? (Мать-и-мачеха)

Задание 2

Название растений и животных на казахском языке.

Раунд IV

Сектор 4 “Звуковая пауза”

В игру со знатоками вступает Поросюшка Дуня, которая прислала нам звуковое письмо с заданиями:

1) Внимание, знатоки! Возьмите лист бумаги и ручки. Сейчас вы услышите голоса различных животных. Ваша задача - услышать и записать как можно больше названий животных, голоса которых вам знакомы.

2) Вспомнить, как можно больше песен о животных и растениях.

Раунд V

Сектор 5 “Экологические задачи”

В этом секторе в борьбу с игроками вступает царь зверей - Лев. Он предлагает командам знатоков обсудить и решить экологические задачи.

Команда 1

Задание 1

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха. В Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак.

Что ты носишься с этой банкой? - услышал он. - Брось ее в воду - и дело с концом.

Задание 2

Ребятам 3 “А” класса выделим участок прямоугольной формы, длина которого равна 50 м, а ширина 25 м.

Найти S и Р участка.

Сколько можно посадить кустиков клубники, если на каждом кв. м. высаживать по 5 кустиков.

Команда 2

Задание 1

Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.

Зачем здесь? Идемте вот под то дерево, там удобнее, - возразили девочки.

Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.

Задание 2

Ребятам 3 “Б” класса выделили участок квадратной формы, со стороной 40 м. Найти Р и S участка. Сколько можно посадить кустов помидоров, если на кв. м. высаживать по 2 куста?

Раунд VI

Сектор 6. Конкурс капитанов.

“Петушки распетушились, но подраться не решились!” В секторе 6 соревнуются в знаниях 2 капитана - 2 петушка. (Можно надеть маски - шапочки)

Капитаны бьются в блицтурнире “Вопрос - ответ”. Кто из петушков даст больше верных ответов?

Вопросы для капитана команды №1.

  1. У каких деревьев осенью листья красного цвета? (клен, рябина, осина)
  2. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
  3. Какой осенний месяц следует за августом? (сентябрь)
  4. Сколько ног у паука? (8)
  5. Умываются ли звери? (да)
  6. Какие грибы получили название деревьев, под которыми растут? (подосиновик, подберезовик)
  7. Какое ядовитое растение ты знаешь? (вороний глаз, вех, белена, дурман)
  8. Какой цветок весной появляется из - под снега? (подснежник)
  9. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (едкая жидкость)

Задание 2.

Расшифруй слова

Ответ: воробей.

Ответ: ворона.

Вопросы командиру II команды.

  1. Кто на себе свой дом носит? (улитка)
  2. У каких деревьев вместо листьев иголки? (сосна, ель, кедр, пихта, лиственница)
  3. Птенцы какой птицы не знают свою мать? (кукушка)
  4. У какого растения семена напоминают парашюты? (одуванчик)
  5. Назови животное леса, у которого есть рога? (лось, олень, лань)
  6. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья? (лиственница)
  7. Какие ягоды мы собираем в лесу? (землянику, бруснику, чернику, костянику)
  8. Какие несъедобные, ядовитые грибы ты знаешь? (мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб, свинушка)
  9. Назови всеядное животное? (медведь)

Задание 2

Расшифруй слова:

Ответ: снегирь

Раунд VII

Сектор 7 “Край родной”

Свои вопросы в родном крае для знатоков прислала в письме рыжая красавица Лисица, каждая команда получает свои вопросы и задания.

Команда 1

Задание 1

1. Кого называют хозяином тайги? (медведь)

2. Смола каких деревьев обладает лекарственными свойствами? (лиственница, кедр)

3. Каким грибом лечится лось? (мухомором)

Задание 2

Команда 2

Задание 1

1. Каких змей можно встретить в наших краях? (уж, гадюка)

2. Назовите древесные грибы, которые растут на деревьях в нашем лесу? (гриб чага, березовый кап, трутовик)

3. Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. (лютик)

Задание 2

4. Составить - нарисовать картину о природе по отгадкам.

Раунд VIII

Сектор 8 “Черный ящик”

Внести черный ящик! Что же в нем? Откроем! Это запасливая белочка для вас приготовила задания:

1) Собрать картину из разрезанной мозаики.

2) Составить из геометрических фигурок фигурки животных.

Раунд IX

Сектор 9 “Загадочные кроссворды”

Умный Слоненок приготовил для вас кроссворды. Читайте загадки по порядку и вписывайте отгадки в клеточки по буквам. Прочитайте ключевое слово.

Команда 1 Команда 2

Задание 1

Задание 2

1) Определить род, число, склонение имен существительных.

2) Ключевое слово - морфологический разбор.

Итоги игры

Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями своих удивительных друзей. Молодцы! Жюри подводит окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры “Что? Где? Когда?”

Марина Ишкальдина
Игра-викторина «Что? Где? Когда?» (на экологическую тему)

Игра-викторина "Что? Где? Когда?»

(на экологическую тему) для детей старшей группы детского сада.

Цель : Активизировать знания детей о животных, растениях. Воспитывать экологическую культуру дошкольников, стремление самим беречь природные богатства и призывать к этому окружающих.

Материалы и оборудование: столы для знатоков, жюри и телезрителей, конверты с вопросами, чёрный ящик с экологическими знаками, игрушечный телевизор, медали «Юные знатоки природы»

В зал под музыку входят дети, садятся за круглые столы, их приветствуют дети, взрослые.

Ведущий : Добрый вечер, дорогие друзья!

Мы рады видеть вас на игре для маленьких эрудитов «Что? Где? Когда?». Команда знатоков играет против команды телезрителей. В качестве телезрителей сегодня выступают родители.

Итак, я представляю команду «Знатоков» (называет детей) . Капитан команды… Члены команды …

А какая игра без жюри! Я представлю вам членов жюри: …

А сейчас я ознакомлю вас с правилами игры.

На столе у знатоков лежат конверты. В этом конверте написано, кто из телезрителей играет против команды. Телезритель задаёт вопрос команде. Даётся время на обсуждение. После чего знатоки отвечают на вопрос. Затем телезритель даёт свой ответ.

Ну что же, уважаемые знатоки, позвольте пожелать вам удачи и успехов!

Итак, начинаем. 1-ый раунд игры.

Начнём с капитана. Карина, бери любой конверт.

Против команды знатоков играет телезритель Александрова Вера Фёдоровна.

Внимание на экран!

:

«Уважаемые знатоки! Ответьте на вопрос «Кто из животных трижды меняет своё обличье?»

Ведущий

Звучит музыка…Музыка замолкает.

.

(Телезритель зачитывает правильный ответ): это насекомое-бабочка. Сначала она представляет из себя гусеницу, затем куколку и только потом превращается в бабочку).

Да, вы правильно ответили…

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт 1: 0 в пользу знатоков. Продолжим игру.

Начинаем 2-ой раунд ! Динара берёт любой конверт…

Против Вас играет Галиева Наталья Дамировна… Внимание на экран.

В экране телевизора появляется названный родитель :

«Уважаемые знатоки! Ответьте на вопрос: Для чего птице хвост?»

Ведущий : Время пошло! Обсуждайте! Думайте, отвечайте на вопрос (звучит музыка) .

Ваше время прошло. Капитан, кто будет отвечать? (Названный капитаном игрок отвечает на вопрос) . А теперь внимание на экран! Правильный ответ… птица управляет в полёте хвостом, как рулём)

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт:2:0 в пользу знатоков. Объявляется литературная пауза.

Литературная пауза

Дети читают стихи.

1. Любите родную природу,

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобой

Навеки родная земля.

2. На ней мы с тобою родились

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

3. Птицы, рыбы и звери,

В душу людям смотрят,

Вы их жалейте, люди,

Не обижайте зря.

Ведь небо без птиц, не небо!

А море без рыб, не море.

И земля без зверей, не земля!

4. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Всё это называется природой,

Давайте же всегда её беречь!

5. Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведущий : Спасибо, ребята! Мы продолжаем. 3-ий раунд. Толя, бери любой конверт. Внимание на экран. Против вас играет телезритель Алешкова Светлана Васильевна.

В экране телевизора появляется названный родитель : «Уважаемые знатоки! Назовите несъедобный гриб, который служит лекарством для животных?»

Ведущий

Звучит музыка…Музыка замолкает.

Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать?

А теперь, внимание на экран! Правильный ответ.

(Телезритель зачитывает правильный ответ: это гриб-мухомор).

Спасибо, ребята! Счёт: 3:0 в пользу знатоков. Продолжаем игру.

4-ый раунд. Настя, бери любой конверт. Внимание! Против вас играет телезритель Строкина Ольга Юрьевна.

Вносится чёрный ящик. Из него достаются 2 экологических знака.

Телезритель : Что означают эти знаки?

Ведущий : Время пошло! Звучит музыка…Музыка замолкает.

Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? (Капитан называет ребёнка, тот отвечает).

А теперь, внимание на экран! Правильный ответ. Телезритель зачитывает правильный ответ : 1 знак означает: Нельзя рвать в лесу, на лугу цветы и траву- пусть красивые растения украшают нашу Землю. 2 знак – Не трогай яйца птиц в гнёздах. Иначе взрослые птицы могут бросить свои гнёзда и не вылупленные птенцы погибнут.

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт:4:0 в пользу знатоков.

Музыкальная пауза - дети поют песню «Не дразните собак».

5-ый раунд.

Полина, бери любой конверт. Против команды знатоков играет телезритель Калугина Алёна Петровна. Внимание на экран!

«Уважаемые знатоки! Ответьте на вопрос «Какие домашние животные похожи на диких?»

Ведущий : Вам даётся время, чтобы подумать, тихим голосом обсуждайте и высказывайте своё мнение. Минута пошла.

Звучит музыка. Музыка замолкает.

Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? (Капитан называет ребёнка, тот отвечает).

А теперь, внимание на экран! Правильный ответ.

(Телезритель зачитывает правильный ответ: свинья похожа на кабана, волк -на собаку, рысь- на кошку, заяц – на кролика).

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт:5: 0 в пользу знатоков.

6-ой раунд . Ваня, бери любой конверт.

Против команды знатоков играет телезритель Замыцкая Ольга Александровна. Внимание на экран!

В экране телевизора появляется названный родитель:

«Уважаемые знатоки! Назовите самую маленькую птицу на Земле»

Ведущий : Время пошло, обсуждайте, думайте!

Звучит музыка… Музыка замолкает.

Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? (Капитан называет ребёнка, тот отвечает) . А теперь, внимание на экран! Правильный ответ.

(Телезритель зачитывает правильный ответ : самая маленькая птица на Земле – колибри).

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт: 6: 0 в пользу знатоков.

Физкультминутка

Светит солнышко в окошко, потанцуем мы немножко!

Ведущий : Ну что ж, уважаемые знатоки, наша игра подходит к концу.

Предоставим слово жюри! Жюри подводит итоги.

Конкурс «Самый любознательный родитель»

А теперь дети зададут вопросы родителям…

1. Какое дерево цветёт позднее всех? (липа цветёт летом)

2. Какая ягода заменяет лимон? (клюква содержит лимонную кислоту)

4. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

5. Какая птица самая большая на Земле? (страус)

Ведущий : Уважаемые знатоки! Вы сегодня заслужили много добрых и хороших слов. Во время игры вы справились со всеми заданиями. Ответили на все вопросы правильно. Вы – настоящие знатоки природы.

Награждение медалями «Юные знатоки природы"

Мы благодарим наших дорогих родителей за участие в нашей викторине!

ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Косотурова А.В.

Цели: способствовать экологическому воспитанию детей, воспитание бережного отношения к природе, расширять кругозор.

Оборудование: карточки с номерами заданий, табло, призы, черный ящик.

Ход игры.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые игроки и гости! Желаю всем отличного настроения и радостных побед! Мы проводим интеллектуальную игру для знатоков природы «Что? Где? Когда?» За игровым столом собрались участники игры. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте с ними познакомимся.

Представление команды.

Ведущий. Приветствую всех членов команды и желаю им победить. Послушайте правила игры.

1. Игра состоит из 12 раундов.

2. Капитан команды (или игрок) выбирают карточку с номером задания. Я зачитываю задание.

3. На обсуждение дается 1 минута.

4. Отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в ответе.

Задания.

1. Медведь. «Ты простудился. Какие лекарственные растения помогут быстрее избавиться от кашля?» (Лук, чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка)

2. Попугай Кеша. «За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.»

3. Пес Барбос. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь.

Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег высокий, они живут прямо в норах. А там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой они селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь? (Бобр)

4. Музыкальная пауза. («Неприятность эту мы переживем»)

5. Сова. «Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.

Подумайте, что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно.

6. Блиц-турнир (1 игрок).

1) У каких деревьев осенью листья красного цвета? (Клен, рябина, осина)

2) Сколько ног у паука? (8)

3) Какие грибы получили название тех деревьев, под которыми растут? (подосиновик, подберезовик)

7. Лягушонок. «Назовите древесные грибы, которые растут на деревьях в нашем лесу.» (Чага, березовый кап, трутовик)

8. Черный ящик.

На Руси этот овощ появился более 200 лет назад и долго не мог прижиться. Его считали ядовитым и называли «чертовым яблоком». Но пришло время, когда люди разобрались во вкусе этого овоща, и он стал незаменимым блюдом на столе. Что в черном ящике? (Картофель)

9. Еж. «В народе этот гриб называют царем грибов, а иногда полковником. У него ножка на срезе не темнеет, даже если ее высушить. Может потому гриб и получил свое название.» (Белый гриб)

10. Слоненок. «Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. Назовите этот цветок.» (Лютик)

11. Крошка Енот. «Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы?» (Шиповник, мята, крапива, смородина, земляника)

12. Игра со зрителями.

«Правда ль?»

1. Вьюга поле замела,

А черемуха бела.

Правда ль? (нет)

Это к нам зима идет.

Правда ль? (нет)

3. Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Правда ль? (нет)

4. Ночью в дождик как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Правда ль? (нет)

5. Лебедь плавает в пруду,

Спит на яблоне в саду.

Правда ль? (нет)

6. Шерсть смотали мы в комок,

Выйдет шелковый платок.

Правда ль? (нет)

7. Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Правда ль? (да)

8. Закудахтал пес Барбос

И в гнездо яичко снес.

Правда ль? (нет)

9. Лапой хвать, зубами щелк,

Хищник тигр и хищник волк.

Правда ль? (да)

Ведущий. Игра окончена со счетом … . Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились с заданиями. Молодцы!

Награждение.

Литература.

1. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К°», 1998.

2. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. Методическое пособие для учителей. Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1997.

3. Бахарева А.С. Внеклассная работа по природоведению. Методическое пособие для учителей и воспитателей. – Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2000.

Елена Никулина
Конспект интеллектуальной игры по экологии «Что? Где? Когда?» в подготовительной логопедической группе

МКДОУ «Золотухинский детский сад»

Конспект интеллектуальной игры

«ЧТО?ГДЕ?КОГДА

Логопед : Никулина Е. С.

Цель : Закрепить знания детей о природе, формировать к ней устойчивый интерес .

Задачи :

Образовательные :

Закреплять умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.

Продолжать формировать умение выслушивать чужое мнение, отстаивать свой ответ, обосновывая его.

Развивающие :

Расширять и активизировать словарь по пройденным лексическим темам.

Развивать связную речь у детей.

Развивать логическое мышление, внимание, память, слуховое восприятие.

Развивать умение применять на практике жизненный опыт в нужный момент.

Развивать координацию речи с движениями.

Закреплять умение отгадывать описательные загадки.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, желание охранять и оказывать ей посильную помощь.

Воспитывать любознательность, усидчивость.

Оборудование :

Демонстрационный материал : оформление музыкального зала; столы для участников игры , игровой стол-круг, разделенный на 8 секторов с сектором «блиц» и «музыкальная пауза» ; волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик; знак музыкальной паузы - скрипичный ключ; два комплекта галстуков (жёлтые и красные) участникам команд; опознавательные знаки на столы со словами «Знатоки» и «Умники» ; опознавательные знаки для капитанов - эмблемы; музыкальные заставки для начала игры , для момента вращения волчка, для музыкальных пауз; видеозапись с вопросами для 2-х команд, демонстрирующая через компьютер, как бы из интернета , поощрительные подарки для детей.

Ход игры:

Ведущий :

Добрый день, дорогие гости нашего детского сада.

Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда . Встречайте наших знатоков.

(Торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что, где, когда . Дети заходят в зал, выстраиваются полукругом перед игровыми столами и зрителями.)

Ведущий :

Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда .

Давайте поприветствуем наших гостей (дети здороваются) .

Правила игры . На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается на металлофоне. За каждый правильный ответ знатоки получают 1 балл.

Вы знаете, что в эту игру играют самые умные, эрудированные люди. Надеюсь, вы в сегодняшней игре покажете все свои знания и умения.

Ребята, но для того чтобы играть в игру надо соблюдать правила игры :

1-ое : Выкрикивать заранее ответ нельзя. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ не правильный, то на этот вопрос может ответить другая команда и получить этот балл.

2-ое : Вращаем волчок, куда показывает стрелка, тот номер конверта мы и открываем.

Ведущий :

В игре участвуют две команды : «Знатоки» и «Умники» во главе с капитанами. Итак, я прошу команд поприветствовать друг друга

1-ый капитан :

Команда «Знатоки» .

- Наш девиз :

Члены команды «Знатоки» :

Мы знатоки, а это значит

Нас ждет успех и ждет удача!

Вперед к победе наш девиз!

А, кто слабее – берегись!

2-ой капитан : - Команда «Умники» .

- Наш девиз :

Члены команды «Умники» :

Мы умные и смелые,

А в деле мы умелые.

Победим мы в этот раз!

Нам соперник не указ!

Ведущий :

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой

Одно "почему" меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

"Что" мышкой шныряет,

Под листьями в норах,

"Кто" ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит "отчего" на зеленом листе,

"куда" полетело верхом на жуке,

"зачем" вслед за ящеркой

Влезло на пень.

Вопрос за вопросом,

И так - целый день.

Ведущий :

Наша сегодняшняя игра посвящена экологии . Экология - это наука о законах жизни природы. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу : от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

Итак, 1 – й раунд! (звучит музыка вращения волчка) .

Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)

Внимание! Вопрос!

Конкурс «Что не так?

Ведущий :

Случилось несчастье, произошла путаница, когда животные гуляли со своими детёнышами на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Давайте поможем детёнышам найти своих мам и позвать их! Вам нужно правильно назвать маму животного, ребенка и место их жительства.

Вопросы команде «Знатоки»

У волчицы лисята. Они живут в логове .

У медведицы зайчата. Они живут в берлоге.

У лисицы медвежата. Они живут в норе.

Вопросы команде «Умники»

У ежихи бельчата. Они живут в норке.

У зайчихи ежата. Они живут под кустом.

У бельчихи волчата. Они живут в дупле.

Молодцы, правильно отвечали! Подводим итог в баллах.

Ведущий : 2 раунд!

(Звучит музыка «вращение волчка» , игрок вращает волчок.)

«Экология и сказки »

Ребята, мы с вами знаем много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты .

Ведущий : Вопросы для 1 команды :

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Ответ : Сказка «Красная шапочка» , экологический момент – волк хищный зверь.

Покупала самовар,

А спасал ее комар.

(Сказка «Муха-Цокотуха» , экологические моменты – сказка о насекомых.)

Вопросы для 2-й команды :

- Красна девица, грустна :

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(Сказка «Снегурочка» , экологический момент – снег при высоких температурах тает.)

Маша в лес пошла с лукошком.

Заблудилась там немножко.

На избушку набрела,

Кашу съела, спать легла.

(Сказка «Три медведя» , экологический момент – место обитания медведей глухие леса.)

Ведущий :

Молодцы! Хорошо отвечали. (подводим итог в баллах)

3 раунд «Вопрос от наших постоянных зрителей»

(Знатокам задаются вопросы через компьютер родителями)

Вопрос для 1 – й команды

Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за пахарем? (Грачи. Ищут червяков, личинок жуков. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из – под снега, первых червяков).

Вопрос для 2- й команды :

Какие птицы прилетают весной позже всех? Почему? (Ласточки и стрижи. Высоко в небе, где они обитают и питаются. Насекомые появляются позднее).

Молодцы! Хорошо отвечали. (подводим итог в баллах)

4. раунд «Как вести себя в природе» . Ситуации для каждой команды

Ведущий :

А сейчас мы с вами разберем ситуации поведения в природе. Ваша задача ответить правильно ли на ваш взгляд поступали дети и почему вы так считаете.

1-я ситуация

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

А в нем яичко.

Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

Мы будем заботится о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Ведущий. Правильно ли девочки поступили?

2-я ситуация

Две сестренки гуляли по лесу.

Какой красивый цветок! Интересно , как он называется?

Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Ведущий. Правильно ли поступили девочки?

3-я ситуация

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Ведущий. Правильно поступил мальчик?

Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

4-я ситуация

После дождя дети пошли гулять во двор.

Посмотри, сколько червяков!

Давай соберем их и девчонок испугаем!

Пойдем посмотрим, где девчонки!

Дети оставляют банку с червями закрытой.

Ведущий : Правильно ли поступили ребята?

Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

(Подводим итог в баллах)

5 - Физкультминутка (движения выполняются под музыку)

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете :

Стали карликами дети (Присели.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали.)

Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем! (Топаем ногами.)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

6 - раунд. «Блиц - турнир для капитанов»

Вопросы для капитана команды «Знатоки»

1 вопрос. - Бледная, очень ядовитая на пути у грибника? (поганка)

2 вопрос. - Ливень из ледышек? (град)

3 вопрос. - Ёлкины иголки? (хвоя)

4 вопрос. - Снесла уточка яйцо? Кто из него вылупится? Курочка или петушок? (утенок)

Вопросы для капитана команды «Умники»

1вопрос. - Кто ест желуди? (свинья)

2 вопрос. - Кто ест бананы? (обезьяна)

3 вопрос. - Кто грызёт орехи? (белка)

4 вопрос. - Кто ест мышей? (кошка)

(за каждый правильный ответ начисляется балл, называется общее количество баллов по итогам 5 конкурсов)

7 раунд – черный ящик

«Чёрный ящик» - в студию.

В этом чёрном сундучке

Прячется загадка.

Вы загадку отгадайте,

Что там прячется, узнайте.

Если правильный ответ, крышку поднимайте,

Что найдёте там, внутри, смело доставайте.

1-я команда

То, что спрятано внутри, могут быть овальные, большие, маленькие. Появляются в конце лета, начале осени на травах, кустарниках, деревьях. Их разносит ветер или сеет человек. Из них вырастают новые растения. Правильно, это семена и плоды. Открывают «Черный ящик» . Рассматривают семена подсолнечника, гороха, ноготков, крылатки клёна, плоды шиповника и др.

2- я команда

Цветы этого дерева похожи на свечки. Его плоды созревают в колючей скорлупе. Скорлупа раскрывается - значит, плод созрел. Про плод можно сказать что он коричневый, гладкий. Что в чёрном ящике? (Каштан)

8 раунд - Музыкальный марафон»

Я предлагаю командам прослушать аудиозаписи и определить и назвать что за природные звуки они слышали.

1 команда

Жужжание пчел;

Пение соловья;

2- я команда

Интеллектуальная игра по экологии

«Что? Где? Когда?»

Цель:

Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала.

Задачи:

1. Учить отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закреплять знания о математических представлениях, развитие речи.

2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, любознательность, коммуникативную речь детей;

3. Воспитывать интерес к разным видам деятельности, творчеству.

4. Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

5.Развивать интерес родителей и детей к природе. К её сохранности и красоте.

Вступительная беседа.

Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (Цитата – на экране)
- Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Экология – это наука о доме, о природе. А природа – это и есть наш большой дом, и мы все сообща должны поддерживать в нём порядок.


Ведущий:
Раскрывайте шире двери!
Заходите поскорее!
Что за чудо?
Что за диво?
В нашем зале так красиво!

Много здесь друзей, подруг

Интересно так вокруг!

Начинается игра – ЧТО, ГДЕ, КОГДА!

Выбор команд с помощью разрезных картинок.

Ведущий раздает всем присутствующим элементы разрезных картинок. По команде играющие начинают собирать целую картинку: например, у одних получается бабочка, у других - апельсинка. В команду объединяются дети, имеющие части одной и той же картинки. Команды придумывают себе название и выбирают капитанов.

Представление членов жюри.

Жюри, как видите, у нас достойно уважения.
Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!
За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке. (ведущий кладет фишки на стол)
Команды прошу занять свои места. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Начинаем игру. Итак – вперед к победе!

Напоминаю правила игры:

На подготовку ответа дается 1 минуты (играет музыка) .

На вопросы отвечает каждый по очереди.

Воспитатель – ведущий крутит стрелку волчка. На столе вокруг волчка разложены конверты с вопросами.

Раунд1.Блиц-опрос для команд . На сколько вопросов успеет ответить команда, столько очков ей засчитывается.


Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц, осел)
Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой)
Какая птица охотиться ночью? (сова)
Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
Назовите детенышей курицы (цыплята)
Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)
Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

Вопросы ко второй команде.


Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Когда земля под снегом отдыхает? (зимой)
Как одним словом называются животные, которые живут рядом с человеком? (домашние)
Как назвать детеныша коровы? (теленок)
У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
Сколько ног у жука? (шесть)
Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)
На каком дереве растут желуди? (на дубе)

Когда земляника поспевает? (летом)
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
У какого зверя есть иголки? (у ежа, дикобраза)
Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

Игра «ЗИМУЮЩИЕ-ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Раунд 2. Загадки-описания природных сообществ.

1. Догадайтесь, куда мы пришли?
- Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели. (луг)
2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лес, роща)

3. В лесу стало очень сыро, много мха, пахнет тиной, квакают лягушки. Комары летают целыми стаями. (болото)
4. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди?

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит, журчит. (ручей)
По окончании конкурса слово предоставляется жюри.

Игра «РУЧЕЕК»

Раунд 3. "Экологические знаки".

Каждая команда получает по 5 знаков. Ребята должны определить название каждого из них.

1-ая команда:

1) – Не разжигай в лесу костер..
Знаешь ли ты, что пожар в считанные часы может погубить лес, на восстановление которого могут уйти столетия, только за 2016 год в округе ликвидировано 584 случаев лесных пажаров.

2) - Не оставляй мусор.
Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:
кожура апельсина – 2 года;
пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;
жестяные банки – от 80 до 100 лет;
пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!
3) - Не уничтожай грибы, даже ядовитые.
Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить.
4) - Нельзя вырубать деревья.
Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки!
5) Нельзя брать диких животных и птиц домой.

2-ая команда:

1) - Не лови бабочек.
Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.
2) - Не ломай ветки.
Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!
3)- Не трогай птичьих гнёзд.
Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.
4) - Бережно относись к воде.
Знаешь ли ты, что всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит 80% воды. Человек не может больше недели прожить без воды.
5) - Не рви цветы.
Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.

ТАНЕЦ «НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ»

Раунд 4. « Реши кроссворд»

1 команда

1.Карась, сом, щука, окунь-это кто? (ры б ы)

2.Время года, когда в саду малина поспевает? (л е то)

3.Как назвать детеныша лошади? (же р ебенок)

4.Сколько ног у паука? (вос е мь)

5.Птица с красной грудкой? (сне г ирь)

6.Кто носит свой дом на спине? (ул и тка)

2 команда

1.Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (п тицы)

2.Дерево, у которого ствол белый? (бе р еза)

3.Время года, когда вода на речках замерзает? (з и ма)

4.Как называется дом муравьев? (му р авейник)

5.Время года, когда листва с деревьев опадает? (о сень)

6.Какая птица лечит деревья? (д ятел)

7.Кто в лесу плетет паутину? (па у к)

Какое слово получилось в выделенных клеточках? (БЕРЕГИ ПРИРОДУ)
О чем говорит нам эта фраза?
О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей среде.
Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

Происходит подсчет жетонов, выбираются знатоки для игры с родителями

Раунд 1. Блиц-опрос для команд

ДЕТИ:

Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник, лесничий)

Какие жуки носят название месяца?(майские)

Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

Под каким кустом во время дождя сидит заяц? (под мокрым)

Что такое зеленый покров Земли? (трава)
У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
Что делает ёж зимой? (спит)
Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

РОДИТЕЛИ:

Чем питается бабочка? (нектаром)

Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

Сколько ног у паука? (восемь)

Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)

Как называется активная оболочка Земли, которая населена живыми организмами? (Биосфера)

Какую рыбу называют «водяной свиньей»? (Карп)

Какие птицы вьют гнезда из слюны, которые можно отварить и съесть? (Стрижи – саланганы, живут в Юго-Восточной Азии и в Австралии)

Какое дерево называют символом России?(Береза)

Какое растение считалось священным у славян и отвечало за силу и достаток? (Дуб)

Что значит, если на пути вам все чаще стал попадаться подорожник? (Значит, где-то рядом тропа)

Раунд 2. Загадок о явлениях природы (загадки-перевертыши)


Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Небо хмуро, солнца нету,
Просто наступила...
осень (лето)

Что за милая пора –
Солнце, зелень и жара?
Всем понятно - это время
Называется...
лето (весна)

Белым снегом всё одето -
Значит, наступает…
зима (лето)

Я красивый, я летаю,
А весной от солнца таю.
Угадайте поскорей,
Кто же это?…
снег (соловей)

Раунд 3 . «Черный ящик»

«Чёрный ящик» - в студию.

В этом чёрном сундучке

Прячется загадка.

Вы загадку отгадайте,

Что там прячется, узнайте.

Если правильный ответ, крышку поднимайте,

Что найдёте там, внутри, смело доставайте.

Дети:

То, что спрятано внутри, могут быть овальные, большие, маленькие. Появляются в конце лета, начале осени на травах, кустарниках, деревьях. Их разносит ветер или сеет человек. Из них вырастают новые растения.

(Семена)

Правильно, это семена и плоды. Открывают «Черный ящик». Рассматривают семена подсолнечника, гороха, ноготков, крылатки клёна, плоды шиповника и др.

Родители:

Уважаемые знатоки. Какому веществу написал гимн французкий летчик и писатель Антуан Де Сент- Экзюпери: « У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты есть сама жизнь». Это самое распространенное вещество на Земле. (Вода.)

Спасибо детям и родителям за эту замечательную игру.

Всем хочу я сказать на прощанье:
Нас так много живет на Земле
И о природе – одной – позаботиться можем вполне!
22 апреля – День Земли. (На экране)
- Прочитайте предложение. Может кто-то из вас знает, почему именно в этот день люди стали отмечать День Земли?
(Рассказ сопровождается показом фотографий на интерактивной доске) Впервые этот день начали отмечать в США, после трагедии, которая произошла в 1969 году. Большая авария произошла на нефтяной буровой установке. Огромное количество нефти разлилось по поверхности океана, загрязнило пляжи. Погибло множество животных, особенно пострадали птицы. Это трагическое событие потрясло многих людей. Они решили хотя бы раз в году напоминать жителям планеты об их отношении к окружающей среде. Так появилась идея проведения Дня Земли. Этот праздник объединяет жителей многих стран. С каждым годом их становится всё больше и больше. День Земли стали отмечать и в России. Кроме того, по постановлению правительства с 15 апреля по 5 июня у нас проводятся специальные дни защиты окружающей среды.
- А какие добрые дела можете сделать вы, ребята, чтобы наша Земля стала чуточку краше и чище? (Развесить кормушки, убрать свой двор, посадить деревья, разбить клумбу около подъезда, побелить деревья, рассказать младшим о правилах поведения в природе и т.д.)