Консультация для педагогов "влияние дидактических игр на развитие ребенка". Консультация для воспитателей «Дидактические игры по экологии «Домик для птички»

Особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, тверже становится рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры в детском саду (старшие группы)

Особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок. В игре он может быть врачом, летчиком, воспитателем – кем захочет.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра.

Дидактическая игра приобретает все большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем наряду с использованием дидактической игры в сенсорном воспитании (формирование представлений о цвете, форме, величине и др.), составляющем одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей, необходимо более широкое ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающей их жизнью, воспитание бережного и уважительного отношения к тому, что создается созидательным трудом народа и составляет материальное и духовное богатство общества. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, тверже становится рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Общее и различное в сюжетно-ролевых и дидактических играх.

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Особенность сюжетно-ролевой игры прежде всего в том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер: дети сами, по своей инициативе создают игру и живут в ней. Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед…Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело – фантазия ребёнка дополнит действительность. Тут важен самый процесс построения плана.

Творческий характер игровой деятельности детей в сюжетной игре проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, создает свою игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. Руководство сюжетно-ролевой игрой обусловлено общими или конкретными задачами, осуществляемыми педагогом, и жизнью детей в игре. Но сюжетно ролевая игра не допускает прямого руководства. Указания педагога во что и как играть разрушают самое ценное в ней – самодеятельный творческий характер игровой деятельности. Задачи воспитания педагог успешно осуществляет в процессе опосредованного руководства: расширяя впечатления детей, привлекая их внимание к содержанию деятельности человека, приемам его работы, отношению к своему труду и окружающим. Тем самым он создает сознательную, полезную игру до самой игры, не допуская прямого вмешательства в её ход.

Более открыто руководство игрой проявляется в вопросах воспитателя, развивающих игру, помогающих обогатить содержание игрового действия и роли, утвердить правила. При недопустимости прямого руководства ещё более недопустимо равнодушное, безразличное отношение воспитателя к игре детей. Воспитатель всегда и всюду, где дети играют, проявляет пристальное внимание, интерес, доброжелательное отношение, готовность оказать детям помощь при затруднении, защитить в игре положение застенчивого, робкого ребёнка и ослабить роль ребёнка вожака, подчиняющего детей своей воле, своему желанию. В некоторых случаях воспитатель находит возможность и необходимость принять непосредственное участие в игре. Выполняя определенную роль, он осторожно направляет развитие игры, отношения детей.

Дидактические игры направлены: на усвоение знаний, формирование способов умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей. Знания и умения не могут быть усвоены «с ходу». Их усвоение требует времени и разнообразных форм деятельности педагога и детей. Неотъемлемой частью обучения являются упражнения. Дидактическая игра осуществляет задачи обучения. Одна из них – обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактическая игра лишь от части отвечает требованиям полной системы знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым воспитателем, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение. Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребёнок придет в школу.

Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей».

Структурные элементы игры. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке»; «Кто в каком домике живет?»; «Кто быстрее назовет предметы из бумаги, дерева, металла?»

Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но…не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Педагог должен использовать слова, отражающие ступени овладения игровыми действиями и правилами: еще не очень, почти хорошо, хорошо, совсем хорошо. Это содействует развитию самооценки, перспективности в достижении цели.

Виды дидактических игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. Чаще всего применяются следующие виды игр: игры – путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры-предположения «Что было бы..? или «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровые действия определяются задачей и от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?» Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать», которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: «Заводы не могли бы работать – например выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу».

Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» - это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».

Игры – загадки уходят в далёкое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. Главной особенностью загадок является логическая задача. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры.

В игре – беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Одним из условий проведения игры –беседы является создание доброжелательной обстановки. Лучшее время для игры – вторая половина дня, когда происходит естественный спад новых впечатлений, когда уже нет шумных игр, разнообразных эмоций. Началом игры-беседы является призыв, своеобразная присказка, сложившаяся в народной педагогике: «Сядем рядком да поговорим ладком».

Общие вопросы руководства дидактическими играми

Обучающее содержание в дидактических играх определено «Программой воспитания в детском саду». Вместе с тем оно обусловлено и особенностями самой игры, тем, что в ней одновременно проявляются обучающее начало и игровая деятельность детей.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта и включает:

а) отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения;

б) создание (проектирование) самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры;

в) руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательных отношений детей между собой и положительного отношения к отражаемым в игре явлениям, событиям.

При проведении дидактических игр воспитатель основывается на общих дидактических принципах. Одним из них является принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата.

Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности. То, что взрослому и даже детям школьного возраста легок и просто, у дошкольника вызывает значительные затруднения. Эти затруднения обусловлены тем, что для ребёнка-дошкольника все ново: у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. Конкретные знания медленно «укореняются» и преобразуются в представления. Единичные знания лишь постепенно обобщаются на основе коротких (локальных) связей и частно-системных. Весь этот процесс протекает во времени и требует подкреплений, которые и обеспечиваются повторениями.

Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. А ведь только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они переходят в фонд самостоятельных игр. Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками.

Речь воспитателя должна быть понятной детям, образной и вместе с тем краткой; подробные и многословные объяснения недопустимы. Мешают развитию игры, проявлению детской непосредственности многочисленные направляющие вопросы воспитателя. Разрушают игру замечания, указания на ошибки, стремление воспитателя довести их до сознания детей, его желание «выправить» игру.

Для развития интереса к дидактическим играм у старших детей воспитатель включает более сложные интеллектуально-волевые задачи, не спешит подсказывать игровые действия, а предлагает детям определить их самостоятельно.

Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приёмы: интегрирующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное воспитателем, направляющие игровые действия; шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимание; доброжелательный юмор, подчеркивающий необычность ситуации в игре, неожиданные для детей сюрпризы, которые воспитатель вводит в игру; элемент ожидания, показывающий живой интерес воспитателя к игре; поощряющая или предупреждающая реплика.

В практике руководства дидактическими играми основные трудности заключаются в том, что воспитатель иногда усиливает обучающее воздействие, незаметно для себя переходя на форму обучения, характерную для занятий. Иногда неправомерно усиливается занимательность игры, придается ей излишняя развлекательность и нарушается основное положение о том, что дети в дидактической игре учатся «играя, но не играючи». Игра должна быть интересной, умной, а не бездумный развлечением. Развлекающий характер игре придаётся тогда, когда вне соответствия с дидактической и игровой задачами вносится внешнее оформление игры: постройки, костюмы, маски, зрелищные элементы; когда педагог говорит загадочно-приглушенным голосом.

В руководстве игрой и в развитии её важное значение имеет темп. Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В самом начале игры дети как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход её. В этот период темп игры естественно более замедленный. В последующий период, когда игра развёртывается в сменяющих одно другими игровых действиях, когда дети увлечены игрой и переживают радость, темп убыстряется. К концу игры эмоциональный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется. Однако в практике руководства игрой нередко бывает так, что воспитатель не улавливает развивающего темпа игры, допускает замедление его или убыстрение.

Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дети как бы не успевают «втянуться в игру». Слишком быстрый темп игры возбуждает детей. Замедленный темп возникает в том случае, когда воспитатель растягивает объяснения, допускает множество неоправданных дисциплинирующих замечаний, когда игровые действия отдалены, а игровые правила вводятся несвоевременно и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Замедленный темп утомляет детей.

Контакт воспитателя с детьми, детей между собой достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а воспитатель в центре круга или полукруга.

Держать игру в пределах предлагаемого времени большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет сокращений своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик для детей являются условием развития игры.

Особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат. Для воспитателя результат является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра невозможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает цели обучения и воспитания.

Закончив игру, воспитатель должен поддерживать интерес к дальнейшей игре, создать радостную перспективу ожидания. Обычно педагог говорит: «А в следующий раз будем играть ещё интереснее» или «Новая игра будет ещё интереснее».

Многие игры по мере развития интереса к игровым задачам, усвоения игровых действий, игровых правил проводятся детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые детьми игры воспитатель должен поощрять, оказывая незаметную помощь детям.

Хорошо, если воспитатель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: аллоскоп, кино, телевизор, магнитофон, проигрыватель. Все эти средства отвечают запросам современного ребёнка, поднимают содержание игр на более высокий уровень, разнообразят игры, игровые действия удовлетворяют интересы детей.

Использование многих технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, практически невозможные игровые действия делает возможными. Например, дети играют в «путешествие за ценными находками». Включенный воспитателем диск передает звуки леса – пение птиц, шорохи, шумы. Это углубляет игровой настрой. Дети плывут на корабле, и воспитатель через кинопроектор показывает море, кипящие волны, движение корабля.

Особую заботу воспитателя составляет создание «материального центра» игры: подбор игрушек, картинок, других материалов для игры.


32

Консультация для воспитателей детского сада «Использование дидактических игр из бросового материала»

Наверное, у каждого воспитателей есть своего рода профессиональное заболевание: пытаешься найти каждому бросовому материалу интересное применение.

Как же можно пройти мимо таких ярких и разноцветных крышек от бутылок, да и бутылки тоже идут в дело, но сейчас о крышечках, пластмассовых банках от майонеза и прищепках.

Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, легко моются и при необходимости могут быть подвержены обработке, бывают разного размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. А разноцветные крышки (от минеральной воды и лимонада, питьевого йогурта, кефира) разные по форме, размеру и цвету почти всегда под рукой. Почему бы нам не использовать их в дидактических играх по сенсорике? Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно - моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами - разноцветными крышечками.

Дидактические игры «с цветными крышками и закручивающими предметами» - способствуют сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяют кругозор у детей раннего возраста, а также у детей дошкольного возраста.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

Играя, каждый ребенок знакомится с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина, фактура предмета).

У ребенка появляется интерес к окружающему миру, ребенок проявляет усидчивость, самостоятельность; учиться взаимодействовать со сверстниками.

Играют 1 ребенок или подгруппа из 4 детей.

Дети играют с педагогом, который исполняет роль ведущего.

Ведущий объясняет правила и рассказывает о каждом задании.

Начинаем игру с простых задач.

Взрослому не следует требовать от детей третьего года жизни самостоятельного употребления названия цвета, важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно процессе практической работы происходит накоплении о свойствах предметов.

Поощряйте не только удачное решение, но и попытки детей преодолеть трудности.

Предложу Вашему вниманию игры, в которых можно использовать нестандартное оборудование, как средство сенсорного развития у детей раннего возраста и у детей старшего дошкольного возраста. Эти игры можно использовать в самостоятельных играх детей, на занятиях с дидактическим материалом.

Для реализации выше упомянутых задач в группе был создан уголок сенсомоторного развития детей.

В нашей группе в уголке сенсомоторики представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют.




Дидактическая игра «Волшебная бабочка»

Нашла в интернете аналогичную игру и решила самой изготовить данную игру для своих детей.

Дети с большим удовольствием играли в эту игру, находили подходящие по цвету крышки, вкручивали крышки. Игра увлекла даже самых застенчивых детей.

«Сухой бассейн».

Цель: Формирование сенсорных способностей. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки.

Ход игры: В гости к детям приходит медвежонок (игрушка). Он принёс тазик с цветными крышками, а как с ними играть не знает.

Воспитатель: Давайте дети поиграем с мишкой, предлагает детям рассмотреть тазик с цветными крышками (дети рассматривают крышки).

1 игра.

Воспитатель высыпает крышки из тазика и просит детей собрать их в «бассейн», снова рассыпает. Дети собирают, и так несколько раз:

Воспитатель задаёт вопросы детям и мишке. Если дети отвечают неправильно, мишка помогает, называет правильный ответ, а воспитатель благодарит за это мишку.

Вопросы детям:

Какого цвета крышки?

Сколько крышек (много или мало?)

Покажите только красные, синие, жёлтые и т. д.

2 игра.

Воспитатель предлагает собрать из крышек красивый жёлтый цветок, красный, синий и т. д.

Дети собирают, а мишка учиться у них тоже собирать цветы.

3 игра.

Воспитатель прячет в крышках игрушки, просит детей опустить ручки в «бассейн», перемешать крышки, затем найти и достать игрушки. Дети ищут. Достают и показывают их мишке. Мишка хвалит детей.

Затем мишка благодарит детей, за то, что дети показали, как надо играть с крышками. Прощается и уходит. Воспитатель предлагает детям самостоятельно обыграть крышки.

Игры с различными баночками

Дидактическая игра «Открой - закрой»

Цель: учить детей пониманию простой инструкции (закрой — открой), при выполнении действий побуждать к произнесению слов («на», «дай», «так») отраженно или самостоятельно, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Воспитатель показывает ребенку, какие есть у него волшебные баночки. Одновременно называет цвета и вместе с ребенком повторяет. Потом предлагает ребенку открыть их и посмотреть, что там внутри. А потом предложить ребенку закрыть банку крышкой.

Детям нравятся звучащие предметы, поэтому в эти банки можно класть игрушки. Это будет интересно детям раннего возраста.

Если у них не получается открыть руками, дети могут и открыть зубами. Вот такие они!

Игровое упражнение «Я иду за покупками»

Дети с интересом использовали майонезные банки в самостоятельных играх.

Дидактическая игра «Спрячь мышку».

Материал: карточки четырех цветов, посередине белый прямоугольник с нарисованной мышкой (домики для мышек) и прямоугольники тех же четырех цветов (дверцы).

Ход игры: Для игры можно использовать куклу-кошку. Детям надо спрятать мышек от кошки («закрыть дверцы»).

Воспитатель рассказывает детям сказку про мышку.

Жила была мышка. Любила эта мышка сыр. А чтобы до сыра добраться, нужно было каждый раз мимо кошки пробегать. Уж очень мышка боялась кошки. А кошка только и ждала, когда же мышка за сыром пойдёт. Вот наша мышка и собралась за сыром, а кошка притаилась и ждёт. Мышка тихо - тихо крадётся, да кошку не проведёшь! Ой, вот сейчас догонит мышку кошка!

Куда нашей мышке деваться?

Давай поможем мышке, спрячем её в домике и закроем дверцы.

Дети соотносят домики с цветами дверей и прячут мышек.

Дидактическая игра «Укрась солнышко».

Цель: продолжать знакомство с цветом, соотношением цветов.

Материал: грустное и весёлое солнышко, 9 разноцветных лучиков и 9 бантиков таких же цветов.

Ход игры: Воспитатель показывает детям грустное солнышко, которое потеряло свои лучики. И предлагает детям украсить солнышко разноцветными лучиками и соответствующими цвета к ним бантиками.

Дети соотносят цвета. В конце игры дети радуются полученному результату.

Игры с прищепками

Дидактическая игра «Иголки для ежика»

Цель: продолжить знакомить детей с дикими животными в частности с ежом; развивать у детей представления об основных цветах; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику; воспитывать усидчивость.

Материал: картинка с изображением ежика, прищепки разных цветов, игрушка Ежик.

Ход игры.

Воспитатель читает детям стихотворение про ежа.

Ёжик колкий весь в иголках
Шёл от ёлки тоже колкой.
Нёс для дома листья клёна.
На колючках жёлтых кучку.
-Лист, солому всё для дома.
Дом построю дверь закрою.
Да в кроватку и спать сладко.
Лишь весною дверь открою.

И тут появляется ежик ни головы, ни ножек.

А можно детям загадать загадку про ежика.

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
(Ежик)

Дидактическая игра «Лучики для солнышка»

Цель: развивать у детей творческое воображение, логическое мышление, закрепление цвета, счёта; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: грустное и весёлое солнышко, прищепки разных цветов.

Ход игры: Воспитатель показывает детям грустное солнышко, которое потеряло свои лучики. И предлагает детям украсить солнышко разноцветными прищепками. Дети с удовольствием играли в эту игру. В конце игры дети радуются полученному результату.

В дальнейшем можно будет усложнить данную игру дать детям задание чередовать цвета прищепок, или сначала прищеплять зеленые, потом красные и т.д.

Дидактические игры в ДОУ.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами и т.д. Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций . Мы остановимся на дидактических играх.

К дидактическим играм относятся - обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия.

Дидактическая игра одновременно является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Звёздочка» Дидактические игры в ДОУ Выполнил воспитатель высшей категории Пушкина В.А.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. А. Сухомлинский.

К дидактическим играм относятся - Обучающие игры с правилами -игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами игры- занятия.

Дидактическая игра Игровой метод Форма обучения Самостоятельная игровая деятельность Средство всестороннего воспитания ребёнка

Дидактические игры способствуют *развитию познавательных и умственных способностей *развитию речи детей *социально – нравственному развитию ребёнка дошкольника.

По степени активности Игры занятия. Автодидактические игры.

По наличию игрового материала Игры с предметами и игрушками Настольно- печатные Словесные

Структура дидактической игры К основным компонентам относятся: дидактическая задача игровые действия игровые правила результат дидактический материал К дополнительным компонентам: сюжет роль

Руководство дидактической игрой Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала Объяснение хода и правил игры Показ игровых действий Определение роли взрослого в игре Подведение итогов игры

Организация дидактической игры Подготовка к проведению дидактической игры Проведение дидактической игры Анализ

Подготовка к проведению дидактической игры - выбор игры в соответствии с дидактическими задачами; определение места и роли игры в системе обучения и воспитания; установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно- образовательного процесса; подготовка игрового оборудования; определение времени игры в режиме дня

Проведение дидактических игр - определение количества играющих; -ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами; игровыми действиями, дидактическим материалом; развитие у детей игрового настроения, желания играть; показ игровых действий; руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся; подведение итогов игры.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведение и характере детей; позволяет правильно организовать индивидуальную работу.


Структурное подразделение «Северный детский сад «Василек»

МБОУ «Северная СОШ»

Дидактические игры

как средство

обучения и воспитания детей

Из опыта работы

Подготовила:

воспитатель первой

Ануфриева Л.В.

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки, а так же формируется социально значимые черты личности. Эта тема меня заинтересовала потому, что именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения и воспитания детей, в частности и формировании у них познавательных интересов. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Анализ работ Е.И.Тихеевой позволил мне констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности дидактических игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности.

Известный педагог А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность - работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…» Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть.

В своей работе с детьми я использую игры двух видов:

1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической;

2) игры, организованные педагогом, игры с правилами.

Дети играют как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивается чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». Кроме этого использую и все виды образовательных игр.

Сенсорные (для закрепления представлений о цвете величине форме);

Речевые (для ознакомления со словом и предложением формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащение словаря);

Математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении количества предметов);

Для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами с профессиями людей и т.п.);

Музыкальные (для развития чувства ритма);

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

Игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;-настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;

Словесные.

Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры разделила на несколько видов:

1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

2. Лото. Их строю по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираю тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

3. Домино. Принцип парности в этой игре реализую через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.

4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображен предмет или сюжет, делю на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

Из народных игр использую такие, как: «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др., которые развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Также использую следующие виды дидактических игр:

Игры-путешествия;

Игры-предположения;

Игры-поручения;

Игры-загадки;

Игры-беседы.

Значение дидактических игр, я считаю, чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать свое поведение и поведение всех дошкольников. Эту задачу решаю в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга (описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях), знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения (инсценировках, загадках).

Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Большую роль в дидактической игре отвожу правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, т. д.

Проанализировав дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, сделала вывод, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Считаю, положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Очень важна работа, проводимая с родителями. Я всегда стараюсь строить работу так, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития создаю уже в младшем возрасте. Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. В своей работе я использую такие формы работы с родителями:

1. Родительские собрания.

2. Вечера вопросов и ответов.

3. Анкетирование и тестирование родителей.

4. Индивидуальные консультации.

5. Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литературы).

6. Визиты домой.

7. Индивидуальная работа с детьми дома.

8. Помощь родителей детскому саду.

На основе результатов диагностики можно сделать вывод, что проводимая мной систематическая работа развивает детей всесторонне, повышает уровень воображения, подход к решению проблемных ситуаций и воплощение в своей творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем.

Считаю, что работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

Научить детей различать основные цвета;

Познакомить детей с величиной и формой предметов;

Сформировать навыки самостоятельной деятельности;

Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

Развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность;

Сплотить детский коллектив.

Я уверена, что успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку. Ведь дидактическая игра - средство не только обучения, но и воспитания. Я стараюсь использовать игровые мотивы, неожиданные повороты, сама придумываю варианты - это помогает мне сохранить интерес детей к игре при ее повторении.

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 7 города Свободного

Консультация для воспитателей

на тему

«Музыкально-дидактические игры в жизни

младших дошкольников»

Разработала:

воспитатель

Деменкова

Светлана Анатольевна

I квалификационная категория

г. Свободный

2016 г.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое окно через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливой любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Цели и задачи музыкально-дидактической игры.

Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.

Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А.Н.Зиминой, Э.П.Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н.Г.Кононовой, которая определила основную цель и назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:

    Развитие звуковысотного слуха

    Развитие чувства ритма

    Развитие тембрового и динамического слуха

    Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию

    Развитие творческой активности

    Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.)

    Обогащение новыми впечатлениями.

Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и интересно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов-яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

В работе с детьми следует применять музыкально-дидактические игры в соответствии с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания и проводить их по заранее намеченному плану. Применение таких игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а так же в области восприятия музыки.

Дидактические игры в детском саду проводятся во всех возрастных группах, начиная с первой младшей.

Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня- одна из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя ребенок напевает незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В работе над развитием детского песенного творчества использую несколько типов упражнений-игр:

    Различать высокие и низкие звуки; («Где мои детки?», «Волна звуков»)

    Различать направление движения мелодии вверх и вниз; («Музыкальные лесенки»)

    Петь мажорное и минорное трезвучие («Я иду!», «Ты где?»)

    Вести певческую перекличку («Как тебя зовут?»)

    Петь свои имена;

    Импровизировать мелодию на заданный текст («Музыкальное лото»)

    Подражать ритмическому звучанию инструментов;

    Музыкальные вопросы и ответы («Как живете, дети?», «Вы куда идете?», «Что ты хочешь, кошечка?»)

    Сочинение мелодии контрастного характера.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. Поэтому необходимо постоянно пополнять и развивать музыкально-предметную среду, как в музыкальном зале, так и в групповых комнатах. Музыкально-дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников.

В группе должны быть музыкальные уголки с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, альбомами детских писем и играми, изготовленными силами родителей и воспитателей с детьми. Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Так же должны быть информационные консультативные стенды, где родители могут узнать в какие музыкальные игры можно поиграть с ребенком дома, либо получить ответ на любой вопрос касающийся музыкального воспитания детей в семье.

«Музыкально-дидактическая игра считается одним из эффективных средств музыкально-сенсорного развития детей дошкольного возраста. Особенную ценность игры приобретают тогда, когда они используются в самостоятельной деятельности детей»-писал психолог А.В.Запорожец. Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании ребенка. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего, проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения и навыки в повседневной жизни.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений.

Игра имеет важное значение в умственном, нравственном и физическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. С дошкольниками младшего возраста игра и игровые приемы обучения должны использоваться ещё шире, чем с более старшими детьми, так как для малышей особенно важна игровая мотивация деятельности.

Неоценимую помощь в решении задач сенсорного развития, развития музыкального слуха, познавательно - исследовательского, интеллектуального развития детей оказывают музыкально-дидактические игры, игровая форма которых облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить умственную активность каждого ребёнка.

Музыкально-дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые, настольные, подвижные. Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики, ритма. Интересные, забавные, красочно-оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик. Как и всякая игра, музыкально-дидактическая, по своей структуре включает в себя развитие игровых действий, но дидактический материал этих игр отличается от музыкальных игр тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального слуха. Игровое действие только помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить, некоторые свойства музыки. Содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, разобраться в соотношении звуков по высоте, развить тембровый, динамический слух, чувство ритма, музыкальную память, творческие способности.Музыкально- дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на инструментах. Они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание играть в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить, понимать музыку. Музыкально- дидактические игры используются на музыкальных занятиях, Но этим вряд ли можно ограничиться. Нужна ещё и такая среда, в которой можно углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять.

Дидактическая игра является формой обучения наиболее характерной для детей. Игровые действия очень разнообразны. Игры для маленьких детей заключаются в сравнении мелодии, звуков, раскладывании картинок по жанрам. В потешках, игровых песенках, в играх с пальчиками педагог привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называя их. Игровые действия старших дошкольников сложнее. Они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очерёдности. Одним из элементов музыкально- дидактической игры являются правила, которые имеют обучающий характер, организующий и дисциплинирующий. Правила игры постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, дети оценивают правильность своих действий и действия товарища, взаимоотношения в игре. Дидактическая игра сочетает в себе наглядность слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и. т. д.

К наглядности относятся:

Предметы, которыми играют дети и действия с ними,

Картинки с изображением предметов и действия с ними

Наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывая о каком-то событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Педагог может не включаться в игру, но как умелый режиссёр, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Пробуждая детскую деятельность, педагог делает это косвенно: шутит, выражает удивление, использует игровые сюрпризы. Заканчивая игру, педагог должен вызвать интерес к её продолжению, создать радостную перспективу: «В следующий раз будем играть в новую игру, она будет ещё интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых игр или создаёт новые.

Дидактические игры иногда предшествуют занятиям. В таких случаях их целью является привлечение интереса детей к тому, что будет на занятии. Игра может чередоваться с занятиями. Когда необходимо усилить самостоятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является показателем успехов детей в усвоении знаний, в характере взаимоотношений. Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятии. А так же является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в развитии музыкальных способностей детей. Поэтому необходимо применять музыкально- дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности.

Музыкально- дидактические игры нужно использовать в группах. Хранятся они в музыкальных уголках, соответствуют возрасту детей, постоянно обновляются, меняются.

В месяц осваивается 1 игра в младшем возрасте. В год должно быть освоено 10-12 игр в младших группах.