Игры для развития речи. Ориентировка в пространстве: предлоги Предложения для изучения предлогов с детьми

Здравствуйте, друзья! Сегодня я приготовила для наших малышей обучающую игру, которая познакомит Вашего ребенка с предлогами, с их значением и научит правильно употреблять их в речи.

Когда ребенок маленький, то его речь умиляет, неумение строить речевые конструкции и не до конца понятое значение слова смешит.

Мы пересказываем родственникам, другим мамам-подругам эти умильные выражения и высказывания.

Но с возрастом, ребенок увереннее оперирует словом, справляется с пониманием его значения употребляет его в нужной форме и по назначению.

Большую роль в составлении правильной конструкции высказывания играют предлоги. Они помогают наблюдать за изменением формы слова.

Соединение предлога и слова дает понимание происходящего процесса, ориентиры для точного употребления при построении фразы.

Мы, взрослые, не задумываемся над тем, какой предлог использовать в той или иной фразе. Мы уже четко знаем значение каждого из них.

А ребенок еще не знает. Поэтому и получается: «Поехали в на дачу», «Мухи летают под цветами» и т.д.

Предлагаемая игра познакомит ребенка с предлогами, которые часто встречаются, и их значением. Начните с этого. Их всего-то в игре 5: с, у, из, за, над.

Знакомство со значением предлогов лучше начинать с помощью игрушек.

Предлог У отвечает за нахождение одного предмета рядом с другим предметом. Предложите ребенку поставить машинку у кубика или домика.

А теперь попросите его поставить машинку за домиком. Вот ребенок понял значение предлога ЗА, отвечающего за нахождение предмета позади другого.

Возьмите зайку и посадите на кубик. Попросите малыша показать, как зайка прыгает с кубика. Это движение игрушки вниз закрепляет понимание значения предлога С.

Возьмите самолетик и попросите показать ребенка, как он летит над кубиком или домиком. Вот и со значением предлога НАД познакомились, когда предмет находится вверху над другим предметом.

Ну, и остался еще один предлог ИЗ, отвечающий за извлекающие движения предмета из чего-либо. Посадите зайку в коробку и попросите вытащить его из нее.

Когда Вы или ребенок совершаете действия с предметами, просите малыша озвучивать действия, объяснять, что он делает.

Так, манипулируя с предметами, рассказывая о своих действиях, ребенок осознает и начинает различать значение того или иного предлога.

Ну, а теперь об игре. Перед Вами игровой набор. В нем восемь листов:

Лист 1 - схемы предлогов. В них наглядно показаны действие, соответствующее использованию того или иного предлога и схематичное изображение этого действия. Этот лист Вам пригодится для обучения и систематизации знаний ребенка.

Листы 2-6 - это карты лото, игровое поле для заполнения его маленькими карточками.

Листы 7-8 - сами маленькие карточки, которые перед игрой нужно разрезать.

Как играть?

Материал игры дает возможность разнообразить ее различными вариантами. Вы сами сможете придумывать свои игры на основе уже имеющихся вариантов. Ваша фантазия Вам многое подскажет.

Какие идеи предложены в игре?

  1. «Подбери карточку».

Положите перед ребенком карту лото. Рассмотрите вместе с ним картинки на маленьких карточках. Предложите малышу найти те карточки, которые подходят к схемам, изображенным на игровом поле. По мере отбора подходящих карточек ребенок заполняет все пустые клетки. Помогите ребенку, если он ошибся. Уточните у него содержание маленькой карточки и укажите на то, что она не соответствует схеме, которую он заполнил.

  1. «Отвечай!»

Перед игроками карты лото. У ведущего маленькие карточки. Показывая карточку игрокам, ведущий задает вопрос в такой форме, чтобы ответ мог предполагать присутствие в нем нужного предлога. Например, «У чего стоит цыпленок?», «С чего падает яблоко?» Добивайтесь полного ответа на вопрос: «Цыпленок стоит у лужи», «Яблоко падает с ветки». Если ответ составлен правильно, то игрок забирает карточку и закрывает ею соответствующее поле. Победитель оценивается не только по заполненным полям, но точным ответам.

  1. «Четвертый лишний»

Игровым материалом являются только маленькие карточки. Взрослый создает несколько групп карточек. Их можно заготовить заранее, перед игрой. В одну группу входят три карточки с одним предлогом, а четвертая - с другим. Раскладываете перед ребенком карточки одной группы. Предлагаете ему найти лишнюю и объяснить свой выбор.

  1. «Подбери к схеме»

Взрослый выкладывает перед ребенком три маленькие карточки на разные предлоги. И предлагает подобрать к схеме подходящую карточку.

  1. «Кто самый быстрый?»

Количество участников игры - 2-3 человека. У них по одной большой карте. Перед игроками лежат все маленькие карточки. Задача - отобрать все карточки в соответствии со своей схемой. По сигналу дети начинают заполнять клетки игрового поля маленькими карточками. Кто быстрее всех справится с заданием, побеждает.

  1. «Опиши!»

а) Отберите карточки с одним предлогом. Предложите ребенку описать действия на картинке. Не забывайте, что ребенок должен составить полное предложение с использованием предлога.

Бардышева Наташа
Игры по теме «Предлоги»

ПРЕДЛОГИ

Маленькое слово.

Цель. Дать детям понятие о значении предлога на в речи .

Оборудование. Кубики, стул, стол.

Описание игры . Логопед вызывает одного из детей и дает ему задание : «Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание.) Положи кубик. стул, (Ребенок не выполнил задания.)

Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, так как я пропустила маленькое, по очень важное слово. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла». - «На» .

Затем даются инструкции другому ребенку. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов .

Кто на чем поедет?

предлогом на .

Оборудование. Предметные картинки из лото «Транспорт» .

Описание игры . Логопед раздает детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают па вопрос логопеда : «На чем ты поедешь» , выделяя голосом предлог на .

Образец ответа : Я поеду на машине. И т. д.

Что где растет?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом на .

Оборудование. Предметные картинки .

Описание игры . Логопед начинает фразу, дети ее заканчивают и повторяют целиком. Ромашки растут на. (лугу) . Орехи растут на. (дереве) . Яблоки растут на.. . (яблоне) . Цветы растут на. (клумбе) . Морковь растет на.. . (грядке) .

Кто где сидит?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом на .

Оборудование. Сюжетные картинки.

Описание игры . Логопед раздает детям сюжетные картинки и дает задание придумать предложение и ответить на вопрос : «Кто па чем сидит?» , выделяя голосом предлог на .

Белка сидит на ветке. Зайка сидит на траве. Птица сидит па сосне. Бабочка сидит на цветке. Нина сидит на стуле. Коля сидит на скамейке. Жучка сидит на коврике.

Где карандаш?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в , на.

Оборудование. Карандаш.

Описание игры . Логопед говорит детям : «Я буду убирать карандаш, а вы мне будете отвечать одним словом - в или на.

Логопед убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и говорят : «В» . Логопед кладет карандаш на стол. Дети говорят : «На» . И т. д.

Игра с Петрушкой.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами на , в.

Оборудование. Петрушка.

Описание игры . Логопед сообщает детям : «К нам в гости пришел Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите».

Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят : «Петрушка на стуле. Петрушка на полу. Петрушка в шкафу» и т. д.

Поможем Незнайке.

Цель. Учить детей различать предлоги на и в в предложении .

Оборудование. Незнайка.

Описание игры . Логопед обращается к детям : «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения . Послушайте внимательно, все ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку».

Логопед читает предложения , составленные Незнайкой : «Цветы стоят на вазе» . - «Неправильно! Цветы стоят в вазе» . - - «На» и «в» .

«Маша с мамой идут на кино» . - «Неправильно! Маша с мамой идут в кино» . - «Какие слова перепутал Незнайка?» - «В» и «на» .

Аналогично проводится работа и с другими предложениями .

Выполни действие.

предложение с использованием предлогов на , в.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры . Логопед тихо, чтобы не слышали остальные, дает задание одному ребенку. Он выполняет задание, логопед спрашивает детей, что он делает. Дети строят свой ответ в виде распространенного предложения , например : «Что сделал Саша?» - «Саша положил кубики в корзину» . - «Что сделала Соня?» - «Соня положила куклу на кровать» . И т. д.

Где мы были, что видели?

Цель. Учить детей составлять распространенные предложения с использованием предлогов на и в .

Оборудование. 5 картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города; 20 предметных картинок с изображением грибов, ягод, белки, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, васильков, ромашки, кузнечика, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы.

Описание игры . Логопед раздает картинки и предлагает детям выполнить следующие задания :

1. Подобрать четыре подходящие картинки. Например, к картинке лес дети подбирают предметные картинки : грибы, ягоды, белка, еж.

2. Ответить на вопросы : «Где ты был? Что видел?» Образец ответа : Я был в лесу. Я видел белку, грибы, ежа, ягоды.

Солнечный зайчик.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами на и в

Оборудование. Зеркальце.

Описание игры . Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение-считалку про Солнечный зайчик,

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

Логопед говорит детям : «Ищите зайчика, а найдете - ответьте, куда он спрятался» .

Образец ответа : Зайчик на потолке. Зайчик в углу.

Что где лежит?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом в .

Оборудование. Предметные картинки .

Описание игры . Логопед раздает детям картинки и просит их придумать предложения , ответить на вопрос : «Где лежит?» Хлеб лежит. (в хлебнице) . Платок лежит. (в кармане) . Книги лежат. (в шкафу) . Карандаш лежит. (в пенале) . Лопатка лежит. (в ведре) . Овощи лежат. (в вазе) .

Транспорт.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в , на.

Оборудование. Лото «Транспорт» .

Описание игры . Логопед рассказывает о том, что люди используют разные средства передвижения, и раздает большие карты : на одной нарисовано море, на другой - улица, на третьей - небо, па четвертой - рельсы, на пятой - шоссе. На маленьких карточках изображены : самолет, вертолет, автомобиль, велосипед и др. Играющие по очереди подбирают средства передвижения в соответствии с содержанием центральной карты.

Образец ответа : Мне нужен катер. Он плавает в море,

Кто где живет?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом в .

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных.

Описание игры . Логопед одну за другой показывает детям картинки и спрашивает : «Кто это?» - «Собака» . - «Где жн-вет собака?» - «Собака живет в конуре» . - «Где живет белка?» - «Белка живет в дупле» . И т. д.

Что изменилось?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в , на.

Оборудование. Пирамидки, матрешки и другие игрушки.

Описание игры . На столике расставляются игрушки. Педагог предлагает запомнить их расположение. Один из играющих уходит из комнаты. В это время педагог меняет расположение предметов и зовет ушедшего (водящего, предлагая внимательно посмотреть па игрушки. Затем спрашивает : «Что изменилось?» Ребенок показывает, где стояла игрушка раньше, и определяет словами перемещение предметов , подчеркивая : «Матрешка сидела в уголке, а теперь она в середине между куклой и машиной».

Если ребенок не замечает изменений или отвечает неправильно, то ему еще раз дается попытка угадать.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в , на, с, из, под и различать их.

Оборудование. Избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра) .

Описание игры . Дети сначала называют предметы . Педагог расставляет их на столе : посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения , начатые педагогом, с помощью вопросов : «Дед вышел (откуда) из избушки и сел (куда) на скамейку (под чем) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала ее кошка, прыгнула (за кем) за птичкой (куда) на дерево. Но птичка улетела и села (куда) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла (откуда) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всем рассказал. Бабушка рассердилась (на кого) на кошку, прогнала ее (куда) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем) с дедушкой пошли (куда) в избушку обедать».

Кто с кем?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с .

Оборудование. Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей.

Описание игры . Логопед раскладывает картинки с изображением животных и их детенышей и говорит : «Вышли на полянку разные животные (выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает их на столе). Каждая мама позвала к себе своего детеныша. Найдите детенышей и поставьте их с мамой».

Дети подбирают картинки с изображением детенышей животных. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки и задает им вопрос : «Кто с кем вышел гулять?»

Образец ответа : Лиса с лисенком (Лиса с лисятами) и т. д.

С чем корзинка?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с .

Оборудование. Корзинки или картинки с изображением корзинки, наполненной грибами, орехами, ягодами.

Описание игры . Обращаясь к детям, логопед говорит : «Пошли дети в лес. А в лесу много грибов, орехов, ягод. Обрадовались дети, наполнили свои корзинки и пришли домой. По-смотрите, с чем у них корзинки».

Дети раскрывают свои корзинки и отвечают на вопрос логопеда, например : «У меня корзинка с грибами» и т. д.

Что ты любишь?

Цель. Учить детей составлять распространенное предложение , пользоваться предлогом с .

Оборудование. Предметные картинки .

Описание игры . Логопед обращается к детям и говорит : «Я люблю хлеб с вареньем, а вы?»

Дети поочередно отвечают : «Я люблю хлеб с маслом» , «Я люблю хлеб с сыром» и т. д.

Какое слово пропущено?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с .

Оборудование. Картинки.

Описание игры . Логопед просит детей прослушать предложение и угадать , какое слово пропущено. Например : «Вышли на поляну медведь. медвежатами (с) «Вышли па поляну медведь с медвежатами» . «Маша принесла корзинку. яблоками (с) . Как надо правильно сказать?» - «Маша принесла корзинку с яблоками» .

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за .

Описание игры . Дети прячутся в комнате. Водящий ищет, а когда находит ребенка, говорит : «Оля спряталась за стул» , «Витя спрятался за шкаф» и т. д.

Когда это бывает?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за .

Оборудование. Бумажные круги, разрезанные на четыре части, каждая из которых изображает одно время года.

Описание игры . Дети складывают части круга в той последовательности, в какой идут времена года. Прикладывая каждую часть, рассказывают ее содержание по картинке : весна, за весной - лето, за летом - осень, за осенью - зима.

Кто за кем?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за .

Оборудование. Фишки или флажки.

Описание игры . Участники игры делятся па две команды. От каждой команды по очереди назначается водящий. Дети строятся в две колонны. Один ребенок-водящий - стоит спиной к своей команде. Педагог подает сигнал, по которому водящий быстро поворачивается лицом к своей команде и старается запомнить, кто за кем стоит. Через 10 секунд педагог снова подает сигнал, и водящий, отвернувшись, должен сказать, кто за кем стоит. То же самое проделывают представители второй . команды.

Логопед за правильные ответы выставляет команде фишки (флажки) . После окончания игры подсчитывается количество фишек у каждой команды и определяется команда-победитель .

Найди такое дерево.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами с , у.

Оборудование. Листья 3-4 знакомых видов деревьев.

Описание игры .

Вариант 1. Педагог показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Дети говорят : «С березы» , «С клена» и т. д. Затем вместе они ищут по листьям названное дерево на участке.

Вариант 2. Педагог раздает детям разные листья и предлагает подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как у них в руке, и назвать его : «Такие же листья у березы, у клена» и т. д.

Где что растет?

Цель. Учить детей правильно употреблять предлог в с существительными в предложном падеже единственного и множественного числа.

Оборудование. Предметные картинки .

Описание игры . Педагог показывает картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов. На вопрос : «Где это растет?» - дети должны указать : в лесу, в саду, в огороде и т. д. За правильный ответ дети получают картинки или фишки. Выигрывает тот , кто больше соберет картинок (или фишек) .

Образец речи : Груша (груши) растет (растут) в саду. И т. п.

Кто без чего?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом без с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Поломанные игрушки.

Описание игры . Логопед обращается к детям : «Ребята, посмотрите, к нам пришли «больные» игрушки и просят вас помочь им. Давайте посмотрим, что с ними?»

Заяц без чего? (Заяц без уха.)

Мишка без чего? (Мишка без лапы.)

Кукла без чего? (Кукла без волос.)

Лиса без чего? (Лиса без хвоста.)

Из чего сделан?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом из с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Игрушки резиновые, деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Описание игры . Логопед демонстрирует мяч и спрашивает у детей : «Из чего сделан мяч?» - «Мяч сделан из резины. Мяч резиновый» . Далее дети сами определяют , из чего сделаны игрушки, и составляют предложения .

У кого какие детеныши?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом у с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Картинки с изображением животных, птиц и их детенышей.

Описание игры . Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а у себя оставляет картинки с изображением взрослых животных и птиц. Логопед спрашивает : «Жеребенок у кого?» Ребенок, у которого картинка с изображением жеребенка, должен ответить на вопрос : «Жеребенок у лошади» . За правильный ответ логопед отдает картинку взрослого животного. В конце игры подводятся итоги и определяется победитель .

Заботливые дети.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом о с существительными в предложном падеже .

Оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за растениями, животными.

Описание игры . Логопед раздает детям картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы : «О чем заботятся дети? О ком заботятся дети?»

Образец ответа : Дети заботятся о цветах. Дети заботятся о деревьях. Дети заботятся о кроликах.

Исправь ошибку.

Цель. Учить детей пониманию смысла предложения .

Оборудование. Фишки.

Описание игры . Логопед говорит детям : «Я буду читать вам предложения . Но в этих предложениях допущены ошибки , вы должны их исправить. Слушайте внимательно.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога идет по машине.

Гена разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисуют папу.

Маша несет сумку в капусте».

За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Развивающая игра "Маленькие слова" (предлоги)

Правила игры "Маленькие слова"

Уважаемые родители и педагоги!

Предлагаем вашему вниманию игру о "маленьких словах" - предлогах. Наша игра поможет детям:

Научиться понимать пространственное значение предлогов, например:
под, над, на, в, у, около, возле и т.д.;

Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове;

Научиться составлять предложения по картинке, затем сочинять неболь-
шие рассказы;

Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую
тему.

Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям. У вас по-лучится:

18 карточек с предлогами, 18 карточек с рисунками.

При работе с предлогами вначале отрабатывается понимание конкретно-пространственного значения предлогов.

Вариант I

Задание 1. Потренируйтесь в выполнении действий по указанию ведуще-го, уточняя "маленькие слова" - предлоги.

Задание 2. Перед ребёнком или группой детей выкладываются карточки -схемы (6 шт). Ведущий говорит предложение, например: "В сумке лежит блокнот." Дети должны определить, к какой схеме подходит "маленькое слово" - предлог.

Задание 3. Кто больше придумает предложений с карточками - схемами.

Задание 4. Понадобятся карточки с рисунками (18 шт.) и карточки с предлогами (18 шт.)

Детям раздаются карточки с рисунками в зависимости от количества иг-рающих и уровня подготовленности. Ведущий показывает карточку с пред-логом и называет "маленькое слово". Тот, кому подходит эта карточка с предлогом, берёт её себе, кладёт на свою карточку и составляет предложение по карточке. Ведущему важно уточнить количество слов в предложе-нии и обратить внимание детей на предлог как отдельное слово.

Вариант II

Вам понадобится: игровое поле, карточки с предлогами (18 шт.), фишки икубик.

Играют 2 - 6 человек. На игровое поле в произвольном порядке на пус-тые квадраты выложите карточки с предлогами лицевой стороной вверх. Поставьте фишки на старте. Броском кубика определите очерёдность хода.

Далее ход по часовой стрелке. Бросайте кубик и ходите в любом на-правлении к карточке с предлогом. Встав на неё, нужно составить любое предложение с этим предлогом. Составили - карточка ваша. Не составили-карточка остаётся на поле. Цель игры: собрать все карточки с предлогами.

При попадании игрока на квадрат с рисунком, нужно составить предло-жение с предлогом по картинке, пользуясь подсказкой внизу картинки, либо с любым своим предлогом. При повторном попадании на сюжетную картинку, игрок составляет предложение с другим предлогом.

Если игрок правильно составил предложение, он получает право сделать ход на 1 кружок в любом направлении.

Игрок пропускает ход при попадании на желтый кружок, где "предлог": "обедает", "устал" (отдыхает на пеньке), "заболел зуб"

Если игрок попадает на оранжевый кружок, где "предлог" с рюкзаком, тогда нужно двигаться по направлению стрелки, а с парашютом (розовый кружок) - на начало игры. В центре игрового поля есть лабиринт, внутри которого находится карточка с предлогом. Попасть к этой карточке можно только с фиолетового кружка.

Побеждает тот, у кого в конце игры оказалось больше карточек. При одинаковом количестве карточек, побеждает тот, кто первым их соберет.

Вариант3

Выбрать 3 любых картинки на игровом поле и сочинить по ним связный рассказ. Назвать использованные предлоги. У кого больше предлогов, тот и победит.

Дидактические пособия по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР.

Большакова Лидия Михайловна

Учитель-логопед

МДОУ «Детский сад «Сказка» г.Надыма

Игры с предлогами

При формирование грамматического строя речи детей с речевыми нарушениями большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов. Значительную помощь учителю-логопеду при обучении детей использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи в соответствии с законами грамматики оказывают разнообразные дидактические игры.

Дидактическая игра «Бросайка»

Цель: закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.

Дидактическая игра «Поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД .

На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит:

Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД.

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле»

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Цель: активизировать словарь по лексическим темам: «Мебель», «Грибы», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», соотносить предлог со схемой, составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Перед ребёнком или группой детей выкладываются карточки с тремя окошками и с двигающим вкладышем на примере математического Абака на котором изображена схема предлога, два окошка с опорными картинками и одно окошко пустое, детям предлагается подобрать предлог и придумать предложение. Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

Дидактическая игра «Веселая полянка»

Цель: активизация словаря по лексической теме «Насекомые», закрепление навыков употребления в речи предлогов.

Ребята, посмотрите внимательно на полянку и составьте предложение с предлогом. Логопед манипулирует насекомыми (которые прикреплены липучкой), тем самым моделирует различные ситуации: бабочка села на колокольчик, божья коровка заползла в цветок и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для ознакомления детей с пространственным значением предлогов «В гостях у Смешариков»

Дети дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи очень редко используют предложные конструкции, с трудом понимают значение предлогов.Опыт работы в дошкольном учреждении показал, что лучше...

Дидактические игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов.

предлагаемые дидактические игры и упражнения помогают детям с ОНР усвоить правила употребления предлогов....

Дидактическая игра "Найди предлог"

Цель: Уточнить умения детей различатьпространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА. Выделять эти предлоги в загадке.Развивать диалогическую речь. Формировать фонематические пре...