Дидактическая игра "доскажи словечко" материал на тему. Речевые игры для старших дошкольников Доскажи словечко сказочные герои

Наталья Владимировна
Игры-загадки «Подскажи словечко»

Игровая форма занятий в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики. Загадка - наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности и развития речи. Поэтому она чаще всего используется воспитателями и логопедами.

Загадка помогает детям осваивать лексико-грамматические закономерности и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек) С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы , устойчивые

обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетаемость слов Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит - интересным

В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки, их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки :

Куда бежит - сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога,

Что это? (Дорога)

При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто с

помощью актуализации слова-рифмы :

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит. (крокодил) .

Е. Серова

Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко » . Они развивают у детей с ОНР чувство ритма и языковое чутьё, операции памяти, воображения, речеслухового внимания и чувство юмора, обогащают и актуализируют лексикон.

В практике логопедической работы загадки «Подскажи словечко » подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требованиям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положительную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся речевых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.

Игры-загадки «Подскажи словечко » нами используются при различных видах языкового анализа и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников с ОНР нарушений слоговой структуры слов , развития фонематических представлений, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи.

Расскажем об отдельных видах работы.

При изучении лексических тем «Профессии» или «Хлеб. Растения поля» рассматривается картина «Уборка урожая» . Знакомим детей с лексическим значением слова агроном (специалистом по сельскому хозяйству, который выращивает урожай, с особенностями его профессиональной деятельности. В ходе занятия детям предлагается дополнить четверостишие недостающим словом :

Детский сад одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам ходит важно,

Словно сельский . (агроном) .

После ответа каждый ребенок закрепляет в произношении слово агроном . Логопед спрашивает, почему птицу сравнивают с человеком? Проводится соответствующая беседа. Далее по картинкам со словом агроном составляются предложения.

Загадки «Подскажи словечко » можно использовать не только для обогащения речи детей новыми словами , но и для знакомства с их многозначностью. Это приучает ребенка находить оттенки лексического значения слов :

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я.

Бывают на сосне, на елке,

А называются. (иголки) .

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы приделе.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно. (шишек) .

Вместе с детьми приходим к выводу, что, оказывается, в простых словах ,

давно знакомых и понятных, заключена тайна, и ее можно разгадать.

Эти загадки можно использовать шире, как упражнения на сравнение, классификацию, группировку и обобщение. В словаре дошкольника с ОНР часто смешиваются слова , обозначающие родовые (грибы, цветы, рыбы, посуда) и видовые понятия (подосиновик, роза, сом, чашка) . Он не устанавливает между ними соответствующие ассоциативные связи. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и отдельные грамматические понятия, но и целый ряд мыслительных операций, по-могающих систематизировать словарный материал . Например :

У бабушки на грядке выросли загадки.

Здесь весною было пусто.

Летом выросла. (капуста) .

Собираем мы в лукошко

Очень крупную. (картошку) .

От дождя земля намокла –

Вылезай, толстушка. (свекла) .

Из земли - за чуб плутовку!

Тянем сочную. (морковку) .

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить. (редиску) .

Помогает деду внук –

Собирает с грядок. (лук) .

Просит дедушка Федюшку : -

Собери еще. (петрушку) .

Вот зеленый толстячок –

Крупный, гладкий. (кабачок)

И красавец-великан

Темно-синий. (баклажан) .

Вот и все! Хоть и устали,

Загадки о птицах помогают овладеть навыками группировки : отгадав загадки, дети сначала называют зимующих птиц, а потом - перелетных, например :

Ворона («На осине в гуще кроны вьет гнездо свое.» );

Скворец («На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его.» );

Дрозд («Он один из певчих звезд, а короче - певчий.» );

Синица («Я маленькая птичка, зовут меня.» );

Сорока («Верещунья, белобока, а зовут ее.» ).

Упражнение «Кто лишний и почему?»

Дети отгадывают, например, две-три загадки о домашних животных и одну загадку о диком животном :

Овца («Шубу теплую в колечках носит тихая.» );

Корова («Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, молоко дает.»);

Кот («Очень ласковый и чистый, лапой моется пушистой. Если пустит когти в ход, - страшный зверь, домашний.»);

Заяц («Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал.» ).

Задается вопросы : «Вспомните и назовите всех животных. Кто из них лишний? Почему?» Дети отвечают : «Заяц, потому что овца, корова и кот - домашние животные, а заяц - дикое животное».

Особый интерес вызывает у детей прием сравнения загадок об одном и том же предмете (например, о петухе) .

1. Он свой род обороняет

И цыпляток охраняет.

Курам муж он и пастух,

А зовут его. (петух) .

2. Догадались, кто у Жоры?

Пестрый хвост! Сверкают

Ярко-красный гребешок!

Ну, конечно,. (петушок) .

3. Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?. (Петушок) .

4. Звонко время отмечает,

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спит на жердочке. (петух) .

Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют их сходство и различие. Обе загадки об одной и той же домашней птице, поэтому они похожи. Загадки различаются тем, что в одной говорится о петухе как о муже курицы (значит, как о папе цыплят, как о защитнике своей семьи, а в другой описывается красивый внешний вид петуха.

Во второй паре говорится о том, что петух просыпается раньше всех и первым встречает рассвет. В первой загадке мы слышим о гребешке на голове – главном признаке внешнего вида петуха, а во второй - о том, что спать он ложится рано, как только садится солнце.

Сравнение загадок о разных предметах проходит следующим образом.

Например, предлагаем детям загадку о ели :

За рекой росли,

Их на праздник принесли,

На веточках иголки.

Что же это?. (Елки)

Спрашиваем, какие еще хвойные деревья они знают. Загадываем следующую загадку :

Хоть колюча, но не ёлка,

Подлинней её иголки,

А кора тонка, красна!

Та красавица -. (сосна)

Сравниваем ель и сосну. Можно рассмотреть не только картинки, но и живые ветки с шишками обоих деревьев.

Аналогично сравниваются и другие предметы внутри любой лексической темы (верблюда и слона, бабочку и муравья, автобус и трамвай и т. д.) .

Особую роль играют загадки «Подскажи словечко » в работе над развитием связной монологической речи, например, при составлении словосочетаний . Так, отгадав загадку о пиле и о лопате, дети отвечают на вопросы : Что делают пилой? - Пилят, Что делают лопатой? - Убирают снег, копают.

Доски сосновые пахнут смолой.

Весело, жарко работать … (пилой) .

Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна. (лопата) .

Такая работа активизирует глагольный словарь и навык употребления в речи имен существительных в творительном падеже (Чем обрезают, режут, стригут? Чем прибивают, забивают) .

Загадки о животных используются для составления словосочетаний : «Кто как голос подает?» .

Собака (У меня ученый пес - Круглой пуговкою нос. Если в чем-то я не прав, Громко лает он :. («Гав-гав!» ).

Корова (Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему, А она в хлеву :. («Му-му!» ).

Кот (Кот усатый, как разбойник, Перепрыгнул подоконник, Распугал соседских кур И мурлыкает :. («Мур-мур!» ).

Пчела (Только вишня расцвела - Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу,

Ищет мед она :. («Жу-жу!» ).

Дети с ОНР усваивают, кто как «разговаривает» (собака гавкает (лает, корова мычит, кошка мурлыкает, пчела жужжит) .

Стихотворный текст загадок оптимизирует работу над усвоением «слов-неприятелей » (антонимов) :

Эта избушка - маленькая,

Эта изба. (большая) .

Эта кадушка полная,

Эта кадушка. (пустая) .

Эта ограда низкая,

Эта ограда. (высокая) .

Эта рощица близкая,

Эта роща. (далекая) .

Эта тропинка узкая,

Эта тропа. (широкая) .

Эта речушка мелкая,

Эта река. (глубокая) .

Эта гора крутая,

Эта гора. (пологая) .

Эта вот ветка длинная,

Эта ветка. (короткая) .

Эта дорога прямая,

Эта дорожка. (кривая) .

Эта ножовка острая,

Эта пила. (тупая) .

И. Лопухина

Уточняется лексическое значение новых словоформ , формируются навыки словообразования с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением : река-речушка, роща-рощица, тропа-тропинка, дорога-дорожка.

Усвоение предложно-падежных форм также проводится при введении в речь дошкольников соответствующих предлогов :

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем слово «кот» склонять.

У норы добыча ждет

Притаившись, серый.

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от.,

А теперь и за версту

Не приблизится к.

Крыса старая, и та,

Видя грозного.,

Убежит скорей под дом,

Чтоб не встретиться с.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о.

А. Грачев

Эта загадка используется при изучении лексической темы «Домашние животные» , а также при составлении и анализе предложно-падежных конструкций.

В рамках каждой лексической темы загадки помогают детям осмыслить семантические связи между родственными словами , на практическом уровне усвоить основные способы словообразования и языкового анализ слов .

Снегопад

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег) .

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые. (снежинки) .

Кружатся над головою

Каруселью. (снеговою) .

На проселки, на лужок

Всё снижается. (снежок) .

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью. .(снежной) .

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее. (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки) .

Снежный ком - на снежный ком,

Всё украсили. (снежком,

Словно в белый пуховик

Мы одели. (снеговик) .

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка. (снегурка) .

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой. .(снегири) ..

Словно в сказке , как во сне,

Землю всю украсил. (снег) .

И. Лопухина

После отгадывания загадок детям предлагается подобрать к словам-отгадкам слова-признаки , слова-действия . Например : Какой снег? - Белый, блестящий, колючий, пушистый, узорчатый, искрящийся, красивый. Снег что делает? - Блестит, сверкает, белеет, искрится, падает, сыплется, лежит, идет. Такие упражнения дают возможность детям овладеть изобразительными сред-ствами языка, давать полные ответы, подбирать слова , точно характеризующие тот или иной предмет, явление, действие. А в дальнейшем они используются при составлении рассказа по опорным словам или по картине .

При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко » используются следующим образом. Детям дается задание : «Отгадайте загадки, а отгадки найдите у себя на карточках» . Карточки

выглядят так : на листе двойного картона наклеена картинка, под ней - прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерывистых линий. Например, читается загадка :

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?. (Карандаш) .

Предварительно ритмический рисунок слова -отгадки воспроизводится с помощью хлопков. Каждый ребенок находит на карточке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схему : _ _ _.

Аналогичные карточки используются и для звукового анализа слов , рисуя кружочки и раскрашивая их в нужные цвета (гласный звук - красным, твердый согласный - синим, мягкий согласный - зеленым).

Для развития фонематического восприятия детям предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов . Задания разнообразны :

Различение слов , близких по звуковому составу :

Сел в машину верный пёс,

У него в чернилах. (лапа, шея, нос) ;

Подбор в рифму слов с определенным звуком :

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле. (ушки) . (Предлагаются слова : ушки - лягушки - катушки - хрюшки - хлопушки - кукушки.)

Поиск слов , отличающихся одним звуком :

Сладко спит в берлоге.

На столе с салатом.

Самостоятельное придумывание рифмы :

В этой молодице прячутся девицы :

Каждая сестрица для меньшей - темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

Хлопают в ладошки веселые. (матрешки) . (Предлагаются слова : матрешки - кошки - ложки - мошки -ладошки - картошка - поварешка.)

Анализ рифмованных слов : какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?

В лесу бежит от волка.

Парит над океаном.

Анализ слов , начинающихся с разных звуков :

Лиза пробовала. СУП,

Заболел у Лизы. ЗУБ;

Синтез звука и слова (упражнение «Превращалки» ):

Если слово к букве «У» присоединяется,

Слово новое , другое сразу получается.

Буква «У» отметку КОЛ Переделает в. УКОЛ.

А когда я строил ДАЧУ, Принесла мне «У» . УДАЧУ,

И теперь посёлок ДАЧНЫЙ

Называется. УДАЧНЫЙ.

И. Лопухина

Анализ слов , содержащих преднамеренные ошибки (упражнение «Найди опечатки» ):

Увидал я в клетке рысь,

Ей, как кошке, крикнул : «БрОсь!»

На столе - большая пышка,

В норку тащит ее мОшка.

Стоит избушка у воды,

А из трубы струится дОм.

Такие игры -загадки сосредотачивают внимание детей на восприятии стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память , активизируют весь спектр познавательных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов В. и др. Загадки с рифмами. М.: Карапуз, 2001.

2. Гугляр Н. М., Полыгалова Н. В. Стихи-загадки для детей. М.: Патриот, 1992.

3. Гудимов В. П. Подскажи словечко . М.: Сфера, 2002.

4. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1987.

5. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы, слова . СПб : Дельта, 1998.

6. Русские народные загадки, пословицы , поговорки. М.: Просвещение, 1990.

7. Серова Е. Подскажи словечко . Л.: Художник, 1981.

8. Степанов В. Учебник для малышей. М.: Фламинго, 2002.

9. Шибаев А. Стихи играют в прятки. Л.: Детская литература, 1975.

Разве это слово! Игра «Доскажи словечко»

Цель: - дать учащимся понятие о системных связях слов в языке; показать богатство русского языка; совершенствовать навыки лингвистического анализа; повышать уровень языкового развития школьников;

Развивать речь, память, мышление, внимание, любознательность;

Прививать интерес к русскому языку;

Воспитывать любовь к словесности, к родной речи.

Ход занятия

1. Актуализация знаний, умений, навыков.

а) Приветствие.

Сегодня наш путь лежит в Страну Слов, где вы уже не встретите ни единого уголка, где бы царило безмолвие или раздавались бы непонятные первобытные звуки дикарей, не умеющих говорить. Каменный век остался в прошлом нашем путешествии, и теперь мы будем говорить на современном русском языке.

Сегодня наше путешествие мы сразу же начнем с игры.

ИГРА «Собери словечко»

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву «А»

Трижды или дважды.

Иногда всего одну –

Только не в начале.

Но сегодня – ну и ну! Все они сбежали.

(БРБН, СТРТ, СТКН, РССД, ПРТ, КРНДШ)

2 ИГРА «Доскажи словечко»

А - лягушку проглотил (аист)
Л - тележку покатила (лошадь)
Д - откроем и войдем (дверь)
Ш - на елке мы найдем (шишка)
О - жужжит и больно жалит (оса)
П - в лесу деревья валит (пила)
В - чирикает на ветке (воробей)
Т - рычит на нас из клетки (тигр)
М - спасается от кошки (мышка)
Ц - в горшочке на окне (цветок)
Н - приятный любит запах (нос)
К - на мягких ходит лапах (кошка)
Щ - усердно чистит зубы (щетка)
3 - велит надеть нам шубы (зима)
ч - с собою домик тащит (черепаха)
Э - откликнется из чащи (эхо)
С - по шерстке мы погладим (собака)
Ё - мы к празднику нарядим (ёлка)
И - в лесу на курьих ножках (избушка)
Г - лежат у нас в лукошке (грибы)
Ф - мерцает огоньком (фонарь)

Ю - завертится волчком (юла)
Е - в лесу с куста мы ели (ежевика)
Р - вокруг луны летает (ракета)
X - к обеду на столе (хлеб)
Я - на каждом корабле (якорь)

«Игра с мячом»

– Снова обратимся к карте, она подскажет нам, где находится задание 3. Оно называется «Игра с мячом». Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.

Умный - … сухой - … печаль - … быстро - …

Сладкий - … плохой - … утро - … большой - …

Светло - … смелый - … ночь - … тихо - …

День - … молодой - … весело - … начало - …

Жадный - … сытый - … больной - … старый - …

Сильный - … жарко - … чёрствый - … и др.

А сейчас давайте поиграем в игру «Вежливые слова» .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встречи….

(Здравствуйте)

За день мы устали очень

Скажем всем….

(Спокойной ночи)

Зеленеет старый пень,

Скажем всем……

(Добрый день)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим…….

(Извините, пожалуйста)

Друга встретил ты в обед

И сказал ему… (Привет)

Если же вечером встреча,

Скажем ему…..

(Добрый вечер)

Если девочка больна,

Хрипло кашляет она

И опять чихает снова,

Скажем ей мы …….

(Будь здорова)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы…..

(Спасибо)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…….

(До свидание )

1.На бахче у нас растёт,

как разрежешь – сок течёт,

свеж и сладок он на вкус,

называется…. Арбуз

2.Это слово ты не тронь:

жжётся больно, как огонь,

неприметна, некрасива,

называется….. крапива

3.Жеребёнок с каждым днём

подрастал и стал … конём

4.Кот альбом раскрасит наш?

Ну конечно …. Карандаш

5.Кругла, рассыпчата, была

на стол с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная ….. картошка

6.Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ….. капуста

7.Мчусь как пуля я вперёд,

лишь поскрипывает лёд,

да мелькают огоньки!

Кто несёт меня …. Коньки

8.По дороге наша Машенька идёт,

за верёвочку козу она ведёт.

А прохожие глядят во все глаза –

Очень длинная у девочки ….. коса

9.В яме спит зимой длинной.

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется ….. медведь

10.В чё ном поле заяц белый

прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто же это? ….. мел

11.В подполье, в каморке

живёт она в норке.

Серая малышка

Кто же это? …. Мышка

12.Он всю зиму в шубе спал,

лапу бурую сосал,

а проснувшись, стал реветь

этот зверь лесной …. Медведь

13. Едет он на двух колёсах,

не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой … велосипед

14.На одной ноге кружится

беззаботна, весела,

в пёстрой юбке танцовщица,

музыкальная … юла

15.На столе передо мной

Закружился шар земно:

Арктика, экватор, полюс,

Уместил всю …. Глобус

16.Когда порою одиноко

Тебе подарит …. Телефон

17.Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит …. Черепаха

18.Сто берёзовых солдат,

Взявшись за руки, стоят

Днём и ночью, круглый год

Охраняют огород.

Те солдаты с давних пор

Называется ….. забор

19. Схватил за уши, кончик носа,

Разрисовал окно без спросу.

Кто же это? Вот вопрос?

Это делает …. Мороз

20.Обогнать друг друга рады,

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные … коньки

21.Я с собой её ношу,

Не макаю, а пишу!

Удивительная штучка

Самопишущая ….. ручка

22.Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом.

Как зовутся? … муха

23.Всё жужжит она, жужжит,

Над цветком кружит, кружит.

Села, сок с цветка взяла,

Мёд готовит нам … пчела

24.Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый …. Воробей

25.Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый … скворец

26.Кто без нот и без свирели

Кто же это? … соловей

27.И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдёте:

На поляне, на опушке.

Мы зелёные … лягушки

28.Вместо носа – пятачок,

Я весёлый …. поросёнок

Заключительная часть (рефлексия).

Чему научились на сегодняшнем занятии?

Что было самым интересным?

Игра «Закончи строчку»

Серый волк в густом лесу встретил рыжую…. (лису)

Хитрый след плест стараясь, по сугробам прыгал … (заяц)

Михаил играл в футбол и забил в ворота … (гол)

Молодчина эта Лина, лепит все из …(пластилина)

Эй, не стойте слишком близко, я – тигренок, а не …(киска)

Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось ….(мыло)

И сказали блюдца: «Надо бы……(вернуться)»

И сказали утюги: «Мы Федоре ….(не враги)»

И сейчас же щетки-щетки затрещали как …..(трещетки)

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему ….(бока)

Где обедал, воробей? – В зоопарке, у …..(зверей)

Часовщи, прищурив глаз, чинит часики для …(нас).

Игра «Закончи строчку»

Ша-ша-ша - ……(искупали малыша)

Шо-шо-шо -…….(искупали хорошо)

Ши-ши-ши - …..(на прогулку не спеши)

Шу-шу-шу -….. (шью рубашку малышу)

Ше-ше-ше - ….(отдыхаем в шалаше)

Ва-ва-ва - ….(есть хоршие слова)

Ви-ви-ви - ….(вишню с дерева сорви)

Во-во-во - …..(нет на речке никого)

Ву-ву-ву -…. (косим сосную траву)

Ве-ве-ве - ….(козы ходят по траве).

Игра «Закончи строчку»

Са-са-са - …(очень длинная коса)

Когда порою одиноко, вдруг в тишину ворвется звон,

Идет спокойно, не спеша – Пусть видят все. Как хороша!

Удобна и прочна рубаха, в которой ходит …. Черепаха

Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это …. Снегири

Сто березовых солдат, взявшись за руки стоят.

Днем и ночью. Круглый год охраняют огород.

Те солдаты с давних пор называются ….. забор

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка – …(хлопушку, погремушку, вертушку и т. д.).

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т. д.)

Игра « Мы играем – рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

Рифмы-миниатюры

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -…(варан).

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же…(гол).

На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).

Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде…(толк).

В КВН играли сутки,

Залу нравились все -…(шутки).

На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила -…(чайка).

Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -…(чашка).

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось -…(чудо).

Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом…(пальчик).

В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …(жук).

Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала …(жало).

В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей…(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,

Темноты боялся…(жутко).

Надел спортсмен свою жакетку,

В руках держит он…(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …(идёт).

В группе самый старший – Веня,

У него дружок есть -…(Женя).

Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел…(жучок).

Закричала громко баба-

Испугала её -…(жаба).

В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен…(мир).

На стройке делают бетон,

В метро потребуют -…(жетон).

Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр …(билет).

Жил на свете мальчик Жора,

У него сестрёнка…(Лора).

Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе -…(брошка).

Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …(Марс).

Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали…(бант).

Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит…(ранка).

Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто…(мыл).

Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу…(нёс).

Подарили Рэму дудку,

И сторожевую…(будку).

У Ильи красивый волос,

Не помеха ему…(дождь).

Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …(врать).

Чтоб придать причёске лоск,

Нам понадобится…(воск).

Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

Картину написал творец,

Изобразил на ней…(дворец).

Соловья не слышно трель,

Заглушает её…(дрель).

Видел я чудесный сон,

Что поехал я на…(Дон).

Тёмная настала ночка,

Засыпает моя…(дочка).

Красивые у кошки лапки-

Пушистые обуты…(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,

Весь день разучивал там …(танец).

Пришло судно в дальний порт,

Несёт матрос подруге…(торт).

Не нужны солдату санки,

Изучать он будет…(танки).

Случай приключился раз-

Перевернули медный…(таз).

Любит дед табачок,

А внучок -…(кабачок).

Экзотический фрукт-манго.

Незнакомый танец…(танго).

Во дворе стоят кусты,

Очень уж они …(густы).

Возле дома стоит горка-

Ледяная на ней …(корка).

Кто-то вырыл большой грот-

Оказалось, это …(крот).

На птичнике живёт гусак,

В лесу бегает…(русак).

Танцевала польку Глаша,

Пела песню громко…(Клаша).

Дед пошёл дрова колоть,

А бабуля – лук …(полоть).

Рассёк боксёр ударом бровь,

И сразу побежала…(кровь).

Привёз корабль спортсменов в порт,

Отправились они на …(корт).

На столе осталась крошка,

Покормила птичек…(Прошка).

Убежали с клумбы розы,

Очень уж колючи…(розы).

Утром выпала роса-

Выходи на луг …(коса).

На скачках выступали кони,

Катали в парке детей…(пони).

Всю сметану слизал кот,

Вытирал он лапой…(рот).

На столе лежала пышка-

Запах уловила…(мышка).

В царстве сказок собран бал -

Были там и стар, и …(мал).

Большому начальнику нужна папка,

И, конечно, зимой, обязательно…(шапка).

Если по парку гуляете детки,

Не надо ломать у кустиков…(ветки).

Греет на солнышке мордочку киска.

«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).

Испекла Наташа кекс,

Очень любит их наш…(Рекс).

Клоун снял смешную кепку,

Посадил дед в сказке…(репку).

В крайнем ряду стоит школьная парта,

Лежат на ней ручка, учебник и…(карта).

На карнавал наденем маску,

В бой солдат наденет…(каску).

Увидала мышка корку-

Утащила её в …(норку).

Стал пилить Артур полено,

Повредил себе…(колено).

С неба падала вниз капля,

Не боится её…(цапля).

Не удалась у веры кройка,

Теперь стоит в журнале…(тройка).

Мила сделала салат,

Постирала свой…(халат).

Очень страшен зайцу холод,

Но ещё страшнее…(голод).

Приобрёл сметану Глеб,

Покупал Василий …(хлеб).

Замедляя время ход,

От нас уходит старый…(год).

Цветёт весною пышно хмель,

На него садится…(шмель).

Что ребята затевают драки,

Не верьте! Это просто -…(враки).

Бегал на лугу щенок,

Жил на свете великан,

И у него был…(пеликан).

Для солдата строго норма:

Всегда выглаженная …(форма).

В руки взял Арсений пультик,

Посмотреть хотел он …(мультик).

У пограничников есть пост,

Под охраной у них…(мост).

Называет Иру папочка:

« Моя дочка -…(лапочка)».

Очень любит Федя сало,

Всё ему, бедняге, …(мало).

Любят сериалы киски,

Покупают в « Треке»…(диски).

Вика чистит с утра зубы,

Затем красит ярко…(губы).

Плыла по небу тучка,

В реке плескалась…(щучка).

Хлеб к столу печёт нам пекарь,

Выдаёт лекарство -…(лекарь).

На берегу реки – песок,

А вокруг стоит …(лесок).

Не достиг кораблик цель,

Напоролся он на …(мель).

Петя руки с мылом мыл,

Все микробы быстро…(смыл).

На окне сидела кошка

И мяукала…(немножко).

Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

Вот смотрите – паровоз,

Он вагончики…(повёз).

На большой зелёной ветке

Сидят белочкины…(детки).

Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.

Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт.
— Пусть меня найдут ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт?

1. Что стоит в конце страницы,
Украшает всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой…
(пять).

2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно…
(карандаш).

3. В чёрном поле заяц белый
Прыгал; бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(мел).

4. В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной отправляется…
(медведь).

5. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(май).

6. Медведица рыщет,
Медвежат под ёлкой…
(ищет).

7. Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…
(шишек).

8. Я рубаху сшила мишке,
Я сошью ему …
(штанишки).

9. Без меня не побежит
Ни одна машина,
А зовусь я…
(шина).

10. Куда бежит –
Сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнётся у порога.
Что это?
(Дорога).

11. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту:
Зовусь я….
(подосиновик).

12. Работяга он упорный.
Он родился в шубе чёрной
И всю жизнь в земле живёт.
Кто же это? Это…
(крот).

13. Ночью ходит, днём он спит,
Если сердится, ворчит.
Он живёт в лесу дремучем.
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто ж?
Ну конечно, это…
(ёж).

14. Я несу в себе водицу,
Нам водица пригодится.
Можно мыться без хлопот,
Если есть…
(водопровод).

15. Вдоль лесных дорожек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай –
Это…
(сыроежки).

16. Идут ко мне унылые –
С морщинками и складками.
Уходят очень милые –
Весёлые и гладкие!
Значит, я надёжный друг –
Электрический….
(утюг).

17. Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может…
(удочка).

18. В реке большая драка:
Поссорились два…
(рака).

19. Вот пришла и осень,
И придут метели,
И с прощальным криком
Птицы…
(улетели).

20. Гладкий, бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк.
Как зовут его?
(Сурок).

21. Гриб в малиновом платочке
Вырастает тут на кочке,
Потому что здесь в низине
Разрослись одни…
(осины).

22. Чтоб вскопать участок наш
И взрыхлить там грядку,
Обязательно, друзья,
Мы берём…
(лопатку).

23. На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка,
Кто же это?
(Белка).

24. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной…
(медведь).

25. Она весну встречает –
Серёжки надевает,
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь…
(берёзку)?

26. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день несётся вскачь,
И зовётся птица…
(грач).

27. Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…
(гусь).

28. Лист острый, узкий,
Тянется высоко,
Растёт на болоте…
(осока).

29. Я осла узнаю сам
По его большим…
(ушам).

30. Хлоп – и конфета стреляет,
Как пушка!
Каждому ясно: это…
(хлопушка).

31. В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: …
(дятел).

32. Ёжик вырос в десять раз,
Получился…
(дикобраз).

33. – Почему корова эта
Маленького роста? –
Отвечает Вове Света:
— Очень даже просто,
Это же – ребёнок,
Это же…
(телёнок).

34. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я….
(осьминог).

35. Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким,
Как…
(енот).

36. Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…
(ёжик).

37. Колюч, да не ёж.
Кто же это?
(Ёрш).

38. Ну и платье:
Сплошь иголки.
Его вечно носят…
(ёлки).

39. И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А всё же называются
Они – морские…
(свинки).

40. Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал…
(конём).

41. Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня?
(Коньки).

42. Два берёзовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их…
(лыжи).

43. Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по …
(лужам).

44. Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?
(Зайка).

45. Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын…
(жираф).

46. У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что, кто пройдёт,
Тот и ручку мне пожмёт
Людям рада я, поверь,
Я – приветливая…
(дверь).

47. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто же это?
(Олень).

48. Я сижу, едва не плача:
Очень трудная…
(задача).

49. Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю…
(зарядку).

50. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Кто это?
(Лиса).

51. Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша…
(львица).

52. Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
— Как же быть без хруста,
Если я…
(капуста).

53. Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда вкусная…
(картошка).

54. Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он – весёлая игрушка,
И зовут его — …
(Петрушка).

55. Я – хозяйка разных снов
Про дельфинов, про слонов,
Про дворцы хрустальные
И про звёзды дальние.
Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны…
(подушка).

56. Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней…
(помидора).

57. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и назван…
(ежевика).

58. Слон шагает по дороге,
Вот так хобот! Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост,
У сонна огромный…
(рост).

59. За лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная…
(радуга).

60. Быть должны всегда в порядке
Твои школьные…
(тетрадки).

61. Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,
Потому что это…
(рысь).

62. Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы…
(санки).

63. У меня пропал носок,
Утащил его…
(щенок).

64. Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая…
(собака).

65. Грянул гром, весёлый гром,
Засверкало всё кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный…
(салют).

66. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с носа капля.
Кто же это?
(Цапля).

67. Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
— Боимся мы щекотки
Сапожной строгой…
(щётки).

68. На шесте дворец, во дворце певец,
А зовут его…
(скворец).

69. К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество,
Это…
(электричество).

70. На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?
(Эскимо).

71. Угукало, агакало,
Аукало и плакало.
И рассыпалось смехом,
И называлось…
(эхом).

72. Поэт закончил строчку,
В конце поставил…
(точку).

73. Бык, могучий великан,
В детстве был телёнком,
Толстый увалень баран –
Тоненьким…
(ягнёнком).

74. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а…
(лук).

75. Летом в огороде –
Свежие, зелёные,
А зимою в бочке –
Жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
(Огурцы).

76. По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И, бывает иногда,
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой…
(тучи).

77. Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут,
Ты садись и не зевай –
Отправляется…
(трамвай).

78. В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко.
А называется кораблик…
(иголка).

79. Как это скучно –
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная…
(ива).

80. За окном шумит буран,
За стеной поёт…
(баян).

81. Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются,
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные…
(фонари).

82. Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят…
(черепахи).

83. Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую,
Обжигают с древних пор,
Называюсь я…
(фарфор).

84. На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?
(Эскимо).

85. Толстокожий, неуклюжий,
У него огромный рот.
Любит воду, но не лужи,
Житель Нила…
(бегемот).

86. Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются …
(бумажки).

87. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Кто она?
(Ворона).

88. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица…
(грач).

89. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это?
(Цапля).

90. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?
(Карандаш).

91. Не так легко поймать хитрюгу,
Прекрасную и ценную…
(севрюгу).

92. Кран открой — пойдёт вода.
Как она пришла сюда?
— В дом, сад, огород провели…
(водопровод).

93. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
(Соловей).

94. Кто один имеет рог?
Отгадайте…
(Носорог).

95. Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешан…
(иней).

96. Это зелье ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется…
(крапива).

97. Захотелось плакать вдруг –
Слёзы лить заставил…
(лук).

98. Всем известный математик
Академик Иванов
Ничего так не боялся,
Как больниц и…
(докторов).

99. Этот вагон очень важен в пути,
Каждый туда может смело зайти.
Котлеты, супы или чая стакан
Всегда вам предложит…
(вагон-ресторан).

100. Даже самый скорый поезд
Остановится средь гор,
Если на пути зажёгся
Красным светом…
(светофор).

101. В этом доме сутолока
Каждый час и круглый год.
Ежедневно в нём толпится
С чемоданами народ.
Вряд ли кто-то среди вас
В этом доме не бывал,
Каждый знает: это место
Называется…
(Вокзал).

102. Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще…
(молоко).

103. Рано утром всех на луг
Собирает нас пастух.
А к вечеру всем молока
Я людям дать готова.
Угадали, кто же я?
Конечно же,…
(корова).

104. В споре я не выступаю,
Но в воде мне равных нет.
Потому что я ныряю
В глубину на…
(километр).

105. Набирай скорее в миску
Краснощёкую…
(редиску).

106. Отыскали наконец
И зелёный…
(огурец).

107. Кто, ребята, не знаком
С белозубым … ?
(чесноком).

108. Под кустом копнёшь немножко –
Выглянет на свет…
(картошка).

109. Разве в огороде пусто,
Если там растёт …?
(капуста).

110. Был бы друг,
Будет и…
(досуг).

111. Плачет кукла Алёнка:
Почти три недели,
Как шпионка,
Сидит она в тесном…
(портфеле).

112. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я…
(свёкла).

113. Сладок \он, друзья, на вкус,
А зовут его…
(арбуз).

114. Пчёлка, милая пчела,
Ты бы мёду мне…
(дала).

115. Мы вернулись из кино –
Дома пусто и…
(темно).

116. Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как…
(статуя).

117. Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и…
(тепло).

118. Старушка и пудель
Смотрели
В окно.
Но скоро на улице
Стало…
(темно).

119. Три цвета есть у светофора,
Они понятны для…
(шофёра).

120. На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе…
(пила).

121. Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
— Приходи к нам, тётя Клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала соседка:
— Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и…
(тепло).

122. Вдруг машина заболела:
Не пила она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невесёлая…
(была).

123. Мне скучно без игрушки –
Любимая была.
А всё-таки подружке лягушку…
(отдала).

124. Скачет заяц бороздой,
У него карман пустой.
Катя к зайцу подошла,
Калача ему…
(дала).

125. А у Толи и у Веры
Обе мамы -…
(инженеры).

126. А у маленьких скворчат
Глазки круглые блестят,
Открывают рты скворчата:
Видно, есть они…
(хотят).

127. Покатились санки вниз.
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади –
Там канавка …
(впереди).

128. Вместо шапки на ходу
Он надел…
(сковороду).

129. Живётся трудно муравьям,
Когда их двое-трое.
Броди по склонам гор и ям,
Таскай былинки…
(хвою).

130. Не поедет без бензина
Наша быстрая…
(машина).

131. Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в…
(кувшин).

132. Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а…
(снежинки).

133. Захотели малыши
Поточить…
(карандаши).

134. Наша Мурка спит и слышит,
Как в углу скребутся…
(мыши).

135. Ты к обеду положи
Ложки, вилки и…
(ножи).

136. Собирают ребятишки
В парке жёлуди и…
(шишки).

137. За лесом в болотной глуши
От ветра шуршат…
(камыши).

138. Слоник хоботом, как душем,
Моет спину, моет…
(уши).

139. Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для…
(нас).

140. А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым…
(ножиком).

141. Собаки, не троньте верблюда,
Для вас это кончится худо:
Он ловко дерётся с врагами
Своими большими…
(рогами).

142. Вот гора,
И вот гора.
Получилось чудо:
Две горы,
Как два горба
Спящего…
(верблюда).

143. Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…
(василёк).

144. Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
— Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошёл,
Мы играем в…
(волейбол).
145. Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
«Спать ложитесь, поздно!»
Потому что мать – луна,
А дочурки – дочки -…
(звёзды).

146. Кургузая злая гиена,
Акула и волк-живодёр
Тайком заключили
Военно-
Торгово-
Морской…
(договор).

147. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал…
(зуб).

148. Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются…
(иголки).

149. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня?
(Рояль).

150. Подготовлен самолёт,
Отправляемся в…
(полёт).

151. Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось…
(мыло).

152. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из…
(лейки).

153. Михаил играл в футбол
И забил в ворота…
(гол).
154. Рыболову, вот так штука,
На крючок попалась…
(щука).

155. Удивляется наш Сашка:
— Блюдце есть, а где же…
(чашка?)

156. Принесла нам дождь плакучий,
Эта грозовая…
(туча).

157. Я от досады чуть не плачу –
Не решается…
(задача).

158. Я откликаться не хочу.
Меня зовут, а я…
(молчу).

159. Белокрылые хозяйки,
Над волной летают…
(чайки).

160. Я только нитки отыщу
И змея в небо…
(запущу).

Игра «Ме-е-е».

161. Каждый ученик умело
На доске рисует…
(мелом).

162. Каждый носит, без сомнения,
В школу эту обувь…
(сменную).

163. На уроках просят всех
Свой сдержать весёлый…
(смех).

164. Это славные манеры –
С цифрами решать…
(примеры).

165. В школе хочется, наверно,
Чтоб настала…
(перемена).

166. Пирогом чтоб угостить,
Нужно тесто…
(замесить).

167. Мы зимой поздравим тех,
У кого есть тёплый…
(мех).

168. Дама, да и кавалер, –
Все должны знать свой…
(размер).

169. Это каждому известно,
Как найти в театре…
(место).

Игра «Доскажи словечко»

Лексическая тема

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Моя семья
Если я надену шляпу,
Буду я похож на (папу)
* * *
Поцелует мама в щёчку
На ночь маленькую (дочку)
Заявляем твёрдо, прямо
Лучше всех на свете (мама)
* * *
Папа, мама, брат и я,
Вместе нас зовут (семья)
___

Игрушки
От него стекло всё прячь –
Разбивать всё любит (мяч)
* * *
Ждём в игре мы лишь удач
От тебя, футбольный (мяч)
* * *
Из шампуня, посмотри,
Мы пускаем (пузыри)
В праздник весёлый у всей детворы
Рвутся на ниточках в небо (шары)
* * *
Любят яркие одёжки
Деревянные (матрёшки)
* * *
То не гром, не ураган,
Брат колотит в (барабан)

Огород. Овощи
Ох, в земле засела крепко
Наша сказочная (репка)
Пышный хвост схватил я ловко,
Потянул - и вот (морковка)
* * *
Сильно плачут все вокруг,
Если мама чистит (лук)
Прекращайте все споры – раздоры,
Сок томатный дают (помидоры)
* * *
Весь в пупырышках малец -
Изумрудный(огурец)

Сад. Фрукты
Висит на яблоне высоко,
И называется (яблоко)
* * *
Детвора и обезьяна
Любят сладкие (бананы)
Дарят вкусные плоды
Наши фруктовые (сады)
* * *
С яблони что – то упало на нас.
Это, скорее всего (на ананас, а яблоко)
Грозди ягод спелых ряд –
Вкусный крымский (виноград)
* * *
Гость тропический у нас
Пышнохвостый (ананас)

Грибы
___
В этой липовой мы бочке
Солим на зиму (грибочки)
Хоть и радует он взор,
Есть опасно (мухомор)

Лесные ягоды
Прибегу я по тропинке
К сладкой ягодке (малинке)
Чёрный рот у Вероники,
Ведь в лесу полно (черники)
Краснощека, невеличка,
Манит в лес нас (земляничка)

Осень в гости к нам пришла
Редко видим в небе просинь,
Тучи, дождь, ведь это - (осень)
Листьев летящих прощальный парад
Словом осенним зовём (листопад)
* * *
Сосны, деревья стеною вокруг,
Это дремучий, таинственный (не луг, а лес)
Зелены лишь иглы сосен,
Красить их боится (осень)
* * *
Роща в золото одета,
Так бывает только (не летом, а осенью)

Вот какой я человечек

Про войну читают книжки
Только храбрые (мальчишки)
* * *
Шьют для кукол распашонки
Рукодельницы (девчонки)
Чтобы знать про дважды два,
Нам нужна всем (голова)
* * *
Головой верти сильнее –
Будь без дела скучно (шее)
* * *
Оля летом загорела
Шоколадным стало (тело)

Мои помощники

Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши (руки)
* * *
Вы, ребята, на пороге.
Вытирайте чаще (ноги)
* * *
Чтобы в цель попасть хоть раз,
Нужен острый, меткий (глаз)
* * *
Дом, где наш язык живёт,
Называем все мы (рот)

Предметы гигиены
Искупали малыша,
Вымыли всё тельце.
Вытирали малыша
Мягким (полотенцем)
Полотенце?

Одежда. Головные уборы
Загораем на лужайке
Без рубашек и без (майки)
Полосатая рубашка
Называется (тельняшка)
* * *
Врач шагает по палате,
В белом, чистом он (халате)
В дом войдя, наденьте тапки,
А с голов снимите (шапки)
* * *
Мы воспитаны - и руки
Никогда не прячем в (брюки)

Обувь
Чтоб «дышали» летом ножки,
Надевайте (босоножки)
Истоптал я все тропинки,
Продырявил все (ботинки)
Когда поплаваешь в бассейне
Обязательно ты не забудь
Шлёпанцы на ноги
Поскорее ты (обуть)

Здравствуй, зимушка – зима
У зимы отличный мех:
Это мягкий, белый (снег)
* * *
Сколько же дела зимой для лопат!
Им отдыхать не даёт (снегопад)
Летает, кружится в небе пушинка,
В ладони растает, ведь это (снежинка)
* * *
Блестящий, светло – синий
Украсил ветки (иней)
Знаю точно я сама:
После осени - (зима)
* * *
В белые шапки одела дома
Двор запушила нам снегом (зима)

Новый год. Зимние забавы
Дед Мороз подарки шлёт:
Мягкий снег и крепкий (лёд)
Нарядились мы в костюмы
Мышек, бабочек, стрекоз.
Зажигай, скорее ёлку,
Добрый Дедушка (Мороз)
Платье не шьют нам все эти иголки.
Эти иголки – на ветках у (ёлки)
* * *
Хороводы зазвенели
В Новый год у каждой (ели)

Перелетные птицы

Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят (журавли)

Дикие птицы

Ох, и черен, черен, черен,
От хвоста до клюва (ворон)
* * *
Почернели без листвы
Всех деревьев кроны.
Украшают их теперь
Только лишь (вороны)
Зимою зерна для него не жалей
Прискачет к нам в гости малыш (воробей)

Домашние птицы

Волн высоких не боюсь,
Я ведь плаваю, как (гусь)
Это правда, а не враки:
Мягкий пух дают нам (не раки, а гуси)

Домашние животные

Помурлыкала немножко
И в клубок свернулась (кошка)
* * *
Распустив свои хвосты,
Размяукались (коты)
* * *
Ребятишки все хотят
Завести себе (котят)
В этой кофте я, как в печке,
Шерсть мы брали у (овечки)
* * *
Кудри – колечки
Всегда у (овечки)
* * *
Упрямо рогами идёт на таран –
Друзьям не уступит дорогу (баран)

Дикие животные

Берегись, когда берёшь
Весь в иголках острых (ёж)
* * *
На щётку колючую очень похож
В клубочек свернувшийся маленький (ёж)
Мне от зависти не спится,
Шубу мне б, как у (лисицы)

Весна в окно стучится
Всё очнулось ото сна,
Всё цветёт – пришла (весна)
В мамин праздник, без мороза,
Расцвела краса (мимоза)
Вот цветы лежат на парте –
Дарим им девчонкам в (марте)
* * *
Под ногой в лесу трещит
И хрустит валежник,
Ищем мы цветок весны,
Что зовут (подснежник)

Праздник наших мам
Открытка?
___
__

Город. Улица
Нравится летом всей детворе
Вместе играть допоздна во (дворе)
На дорогах с давних пор
Есть помощник (светофор)
Глазами с тобою ведёт разговор,
Всегда у дороги стоит (светофор)
* * *
Машины мчат во весь опор
Горит зелёный (светофор)

Транспорт
В гости к бабушке привёз
Нас по рельсам (паровоз)
Грызла белочка орешки
И сидела на (тележке)
* * *
Однорукий великан,
Строит дом подъёмный (кран)
* * *
От страны своей вдали
Ходят в море (корабли)
Со стройки на стройку день целый сновал,
Нагруженный щебнем, песком (самосвал)
* * *
Для перевозки грузов
Машине нужен (кузов)
* * *
День прошёл, и спит уже
Грузовик наш в (гараже)

Профессии
Мне мигает светофор,
Знает он, что я (шофёр)
* * *
Знает точно детвора:
Вкусно кормят (повара)
Лихачу прикажет «Стой!»
На дороге (постовой)
* * *
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам (продавцы)
* * *
Сапогам хромым помощник,
Каблуки прибьет (сапожник)
В небе синий самолёт,
Управляет им (пилот)
* * *
Письма в дом приносит он,
Долгожданный (почтальон)
* * *
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут (пожарный)

Дом. Квартира

___
Бородатый, старый гном
Выстроил огромный (дом)
* * *
Маленький весёлый гномик,
Выстроил красивый (домик)
Место, там, где мы живём,
Называется наш (дом)
* * *
Зимой заклеено оно,
В узорах белых всё (окно)
* * *
Уходя, дружок, проверь,
Заперта ли крепко (дверь)

Комнатные растения

___
Я с цветочков пыль сдувал,
Мокрой тряпкой вытирал.
И вдруг вышел такой «ляпсус»
Укололся я об (кактус)
В нашем доме зеленеет
Шёлковая травка.
Рядом с пышною геранью
Расцвела (фиалка)

Мебель
Чтобы ночью сладко спать,
В спальне есть всегда (кровать)
Дядя Ваня на работе
Устал очень – очень.
Захотелось дяде Ване
Поваляться на (диване)
* * *
Ох, высок, ну как жираф,
Толст, как слон, наш новый (шкаф)
Папе, Барсику и Ване
Сладко спится на (диване)
* * *
Всюду: в городе, в селе
Отдыхают на (диване, а не столе)

Бытовая техника
___
Греет воду кипятильник,
Охлаждает (холодильник)
Позабыты лыжи, велик,
Днём и ночью смотрим (телек)
* * *
Вышла на пенсию наша духовка,
Сменит старушку (микроволновка)

Посуда
Однорукие милашки
В ярких платьях – это (чашки)
* * *
Супа, каши вам немножко
Прямо в рот доставит (ложка)
Утром в лес пошла
Маленькая Зиночка.
И грибов набрала
Полную (корзиночку)
* * *
Помогать всегда я буду,
Нашей маме мыть (посуду)
Ждут стакан и подстаканник,
Закипит когда друг (чайник)
* * *
Дом, живёт в котором джинн,
Называется (кувшин)

Продукты питания
Знай, корове нелегко
Делать детям (молоко)
* * *
Ждём обеденного часа –
Будет жареное (мясо)
Только стали на порог,
Запах мамочкин (пирог)
* * *
Разве можно было киске
Доверять стеречь (сосиски)
* * *
Я расти быстрее стану,
Если буду есть (сметану)
Страшный враг любой диеты –
Это сладкие (конфеты)
* * *
Будет строен и высок
Тот, кто пьёт фруктовый (сок)
* * *
Творог, сахар, яйца, манка –
Будет скоро (запеканка)
* * *
Мясо, рыба, крупы, фрукты –
Вместе все они - (продукты)

Лес. Деревья весной
У сосны и ёлки
Не листочки, а (иголки)
Лето, осень иль весна,
Зелена всегда (сосна)
Расцвела в саду у меня
Молодая (яблоня)

Птицы прилетели
___
Песен звонких не жалей
Нам весною (соловей)
С буквы «А» начинается
Имя птицы (аиста)

Насекомые
Слышим мы гудящий звук,
То летит к нам майский (жук)
* * *
Кто жужжит тут возле уха?
Надоедливая (муха)
«Больше всех мои глаза!» -
Любит хвастать (стрекоза)
* * *
Мёд душистый принесла
С луга вешнего (пчела)
* * *
Вяжет сети он без рук,
Мошек в гости ждёт (паук)
С цветка на цветок
Жизнь очень легка,
Но короток век, увы, (мотылька)
* * *
Легко собирает пыльцу с цветка
Порхает красавица - (бабочка)

Водный мир
Мы купаемся в реке,
Загораем на (песке)
* * *
Непоседы, поскакушки,
У воды живут (лягушки)
За корягой, где камыш,
Там клюёт отлично (не мышь, а рыба)
* * *
К нам течёт издалека
Лентой синею (река)
* * *
Никогда не мойте руки,
В речке, там, где плещут (щуки)
В аквариум чистой водицы нальёшь –
И плавать, плескаться будет в нем (ёрш)
* * *
В сто морей тот великан,
Он зовётся (океан)
* * *
Море дарит нам игрушки,
Под названием (ракушки)

Цветы
Чтоб добыть себе медок,
Села пчёлка на (цветок)
Мы гадали Машке
В поле на (ромашке)
Днём дождливым вместо солнышка
Светит шапочка (подсолнуха)
* * *
В пышный белый сарафанчик
Нарядился (одуванчик)