Методическая разработка «Игры и игровые упражнения на прогулке во второй младшей группе на осень. Прогулка во второй младшей группе Игры на прогулку во 2 младшей

1. «Кто пройдет тише»

Задачи: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять равновесие.

Ход игры: Дети идут в свободном построении в одном направлении. Воспитатель предлагает идти тихо на носочках(показывает как это надо делать). Затем дает сигнал: «А теперь зашагали быстро». Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз.


2. «Шарик»

Ход игры: Дети изображают как воздушный шарик постепенно наполняется воздухом: медленно поднимают руки вверх и надувают щеки. Но шарик «лопнул»:дети медленно в расслабленном состоянии и опускаются на пол произнося: ш-ш-ш

Источник: О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

3. «Зернышки»

Задачи: учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.

Ход игры:
Воспитатель: Посадили зернышки в землю.(Дети садятся на пол, сжимаются в комок.)Полил дождь,а потом засветило солнце. Стали зернышки прорастать, появились росточки.(Дети медленно поднимаются, подтягиваются, поднимая руки-«росточки» вверх -и поворачиваясь к «солнышку»).


4. «Пузырь»

Задачи: учить детей действовать по команде воспитателя, развивать внимание.

Ход игры: Дети вместе со взрослым стоят в кругу взявшись за руки.
Воспитатель:
Надувайся пузырь.
Надувайся большой.
Оставайся такой
Да не лопайся.
Дети постепенно отходя назад расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» опускают руки и произносят «ш-ш-ш».
Игра повторяется 2-4 раза
Источник:О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

5. «Ква-ква-ква»

Задачи: развивает слуховую память и в некоторой степени координацию движений и внимательность.

Описание игры:

Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него.
Ведущий начинает кружиться и произносить речёвку:
"Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянула ножки,
Увидала, комара, Закричала...
"На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя.
Тот игрок, на которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: "Ква-ква-ква". Ведущий должен назвать имя этого игрока.
Если ведущий угадал, то следующим ведущим становится опознанный игрок, иначе ведущий все повторяет.

Правила игры
1. Ведущему завязывают глаза, а остальные дети становятся вокруг него.
2. Ведущий кружиться и произносит вышеуказанную речевку.
3. На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя, а игрок на которого он указывает должен произнести: "ква-ква-ква".
4. Если ведущий правильно угадывает кто перед ним, то этот игрок становится ведущим, иначе игра начинается заново со второго пункта.

Примечания:

Ведущему не разрешается прикасаться к игрокам.
Для усложнения игры, разрешается произносит ква-ква неестественным для себя голосом.

6. «Кошечка»

Задачи: игра развивает артистизм,ловкость.

Ход игры:

Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову(кошечка пьет молоко) .
Для детей старше двух лет можно усложнить игру: кошечка проползает между ног взрослого, под стулом,взбирается на диван, ложится, мурлычет.

7. «Шалтай-болтай»

Ход игры

Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый поворачивают корпус вправо-влево(руки должны болтаться свободно, как у тряпочной куклы).

Воспитатель:

Шалтай-балтай
Сидел на стене.
Шалтай- болтай.
Свалился во сне.

Дети расслабленно опускаются на пол. Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.

8. «Холодно-тепло»

Задачи: развивает внимание, мышление.

Ход игры:

Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки.

Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно.(Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.)

По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло»дети расслабляются обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза.

Источник:О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

9.«Найди пару»

Найди пару - игра развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки.

Описание игры

На стол выкладывают предметы, которые сочитаются друг с другом по каким-либо признакам. Перемешивают их. Ребенку предлагается взять любой предмет и найти к нему пару, а также объяснить потом почему он считает эти предметы парными.

Правила игры
1. Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаш и бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.)
2. Раскладывают предметы на столе и перемешивают.
3. Ребенка сажают за стол.
4. Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или
ребенок выбирает предмет самостоятельно).
5. Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону.
6. Берут следующий предмет и повторяют тоже самое.
7. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам.

Примечание
Вместо предметов можно использовать картинки с предмета.
Источник М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры»

10. «Найди по описанию»

Найди по описанию - игра для детей двух-трех лет. Способствует развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка.

Описание игры:

Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите.
Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он - круглый, одна сторона у него красная, а другая - синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это мяч).

Правила игры:
1. Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делать
2. Ребенок по описанию угадывает и называет предмет

Примечание

Можно описывать людей, животных, природу - осадки, деревья... (да все что нас окружает) и попросить ребенка отгадать, о ком/о чем вы выговорите.

11. «Молчанка»

Задачи:игра развивает речь и память с помощью стишков.
Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!
После слова «Молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями,смешными словами, потешками. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

МАРГАРИТА ТАУЛЬ
Подвижные игры во второй младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «РОСИНКА»

ВИЛЮЧИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

(2 младшая группа )

Инструктор по физическому воспитанию Тауль М. Н.

г. Вилючинск, 2016 г.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель : приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки» . Воспитатель изображает «автомобиль» . После слов воспитателя : «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками» . По сигналу воспитателя : «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража» , «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки) . «Автомобиль» возвращается в «гараж» .

Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель : учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами :

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит : «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.

Подвижная игра «Снег идёт»

Цель : научить соотносить собственные действия с действиями участников игры ; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.

Воспитатель читает стихотворение :

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо, падает, ложится.

Дети бегают по кругу, кружатся.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель : учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание. Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит : «На небе солнышко! Можно идти гулять» . Дети бегают по площадке. На сигнал : «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит : «Солнышко! Идите гулять» , и игра повторяется .

Подвижная игра «Самолёты»

Цель : учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту» , показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать» . Воспитатель говорит : «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук : «Р-р-р» . После сигнала воспитателя : «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя : «На посадку!» - дети садятся на скамейку.

Подвижная игра «Снежинки и ветер»

Цель : развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.

Воспитатель произносит слова :

А сейчас я посмотрю :

Кто умеет веселиться,

Кто мороза не боится.

Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются, когда воспитатель прекращает дуть.

Подвижная игра «Поезд»

Цель : учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга) . Первый – «паровоз» , остальные – «вагоны» . Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель : развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.

Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем» . На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя» , второй – это дом , для всех остальных участников игры . Начинается игра, и дети выходят из дома со словами :

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем» .

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Цель : развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.

Описание. Дети, свободно группируясь , идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту :

По ровненькой дорожке, Идти шагом.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки :

Раз – два, раз – два.

По камешкам, по камешкам, Прыгать на двух ногах с

продвижением вперёд.

По камешкам, по камешкам…

В ямку – бух! Присесть на корточки.

Подняться.

Стихотворение повторяется снова . После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст :

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Устали наши ножки, устали наши ножки,

Вот наш дом – здесь мы живём.

По окончании текста дети бегут в «дом» - заранее обусловленное место за кустом, под деревом и т. п.

Подвижная игра «Курочка – хохлатка»

Цель : упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки, Воспитатель изображает «курицу» , дети – «цыплят» . Один ребёнок (постарше) «кошка» . «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит :

Квохчет курочка : «Ко-ко, не ходите далеко» .

Приближаясь к «кошке» , воспитатель говорит :

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами» , которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица» ) защищает «цыплят» , разводя руки в стороны, и говорит при этом : «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

Подвижная игра «Найди свой цвет»

Цель : учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Описание. В разных сторонах площадки воспитатель кладёт обручи (изготовленные из картона) и в них ставит по одной кегле разного цвета. Одна группа детей становится вокруг кегли красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. По сигналу воспитателя : «На прогулку!» - дети расходятся или разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал : «Найди свой цвет!» - дети бегут к своим местам, стараясь найти кеглю своего цвета. Игра повторяется .

Подвижная игра «Хоровод»

Цель : учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

Подвижная игра «Карусель»

Цель : развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит :

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Цель : приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку» ). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст :

Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями

И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать. ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,

кто испугал зайку

Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает

игрушку).

Дети убегают на свои места.

Подвижная игра «Мороз Красный Нос»

Цель : развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

Описание. Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова :

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

(Дети идут навстречу воспитателю.)

Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат» . Дети разбегаются

Подвижная игра «Наседка и цыплята»

Цель : учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Описание. Дети, изображающие цыплят, вместе с воспитателем – «наседкой» - находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см верёвкой – «домом» . На противоположной стороне площадки сидит большая «птица» . «Наседка» выходит из «дома» и отправляется на поиск корма, она зовёт «цыплят» : «Ко-ко-ко-ко» . По её зову «цыплята» подлезают под верёвку, бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу : «Большая птица!» - «цыплята» быстро убегают в дом. Роль «наседки» в первое время выполняет воспитатель, а затем эту роль можно давать детям, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя. Когда «цыплята» возвращаются в «дом» , убегая от большой «птицы» , воспитатель может приподнять верёвку повыше, чтобы дети не задевали её.

Подвижная игра «Мыши в кладовой»

Цель : развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании, в беге и приседанию.

Описание. Дети – «мышки» находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута верёвка на высоте 50 см от уровня земли – это «кладовка» . Сбоку от играющих находится «кошка» (её роль выполняет воспитатель) . «Кошка» засыпает, и «мыши» потихоньку бегут в «кладовую» . Проникая в «кладовую» , они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто «грызут» сухари. «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами» . Они быстро убегают в свои норки. Игра возобновляется. В дальнейшем по мере усвоения правил игры роль «кошки» может исполнять кто-либо из детей.

Подвижная игра «Мыши и кот»

Цель : приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Описание. Дети сидят на скамейках – это «мыши в норках» . На противоположной стороне площадки сидит «кот» , роль которого исполняет воспитатель. «Кот» засыпает (закрывает глаза, а «мыши» разбегаются по площадке. Но вот «кот» просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить «мышей» . «Мыши» быстро убегают и прячутся в «норках» (занимают свои места) . Пойманных «мышек» «кот» уводит к себе. Когда остальные «мыши» спрячутся в «норках» , «кот» ещё раз проходит по площадке, затем возвращается на своё место и засыпает. «Мыши» могут выбегать из «норок» тогда, когда «кот» закроет глаза и заснёт, а возвращаться в «норки» - когда «кот» проснётся и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все «мышки» выбегали и разбегались как можно дальше от «норок» . «Норками» , кроме скамеек, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети – «мышки» - выползают из своих «норок» .

Подвижная игра «Гуси – гуси»

Цель : развитие у детей координации движений, быстроты реакции, умения играть в команде.

Описание. Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.

Ведущий говорит : «Гуси, гуси» .

Дети : «Га, га, га» .

Ведущий : «Есть хотите?»

Дети : «Да, да, да» .

Ведущий : «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите» .

Дети бегут к противоположной стене (там их домик, а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей.

Подвижная игра «Вороны и собачка»

Цель : научить детей подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.

Описание. Выбирается «собачка» , остальные дети - «вороны» .

Возле ёлочки зелёной дети прыгают,

Скачут, каркают вороны : «Кар! Кар! Кар!» , изображая ворону.

Тут собачка прибежала Дети убегают от

И ворон всех разогнала : «Ав! Ав! Ав!» «собачки» .

Игра повторяется 2-3 раза .

Подвижная игра «Такси»

Цель : приучать детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре.

Описание. Дети становятся внутрь небольшого обруча, держат его в опущенных руках : один – у одной стороны, другой за другом. Первый ребёнок – «водитель» такси, второй – «пассажир» . Дети бегают по площадке (дорожке) . Через некоторое время меняются ролями. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь – то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке «пассажиры» меняются, один выходит из такси, другой садится.

"Найди флажок"
Дети сидят на стульях в разных местах комнаты (площадки). По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей).
«Пора искать флажок»,- говорит воспитатель, дети открывают глаза и идут искать флажки.
Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль сторон площадки, держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок.
По сигналу «На места!» дети садятся на стулья, и игра начинается снова.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок.
Хорошо проводить эту игру в лесу на полянке: можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями. Найди свой домик
Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. По сигналу воспитателя «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку кто куда хочет. По слову воспитателя «домой» все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется.
Вариант игры
Вместо индивидуального «домика» - стула, можно предложить детям устроить коллективные домики в разных углах комнаты и собраться там по 4-6 человек. В каждом доме воспитатель ставит цветной флаг (красный, синий, желтый). Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время прогулки закрыть глаза и переставляет флаги.
По слову «домой» дети открывают глаза, находят флаг своего цвета и собираются возле него.

"Мыши и кот"
Дети-«мыши» сидят в «норках» - на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по сторонам площадки.
В одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.
Кошка засыпает, и только тогда мыши разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места на стульях. (Воспитатель только делает вид, что хо¬чет поймать кого-либо.) После того как все мыши вернутся в норки, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место, засыпает и игра повторяется.
Воспитатель может использовать в игре игрушечную кошку, надеваемую на руку.

"Поезд"
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне -«паровоз», остальные - «вагоны».
Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу»).
«Поезд подъезжает к станции»,- говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.
Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей. Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка. Вариант игры. После остановки поезда дети идут погулять. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне - находить свой «вагон».

"Пузырь"
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опус¬кают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.
Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется. Вариант игры
После слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются куда кто хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»
В этом варианте игру можно повторить 3-4 раза.


"Воробушки и кот"

Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на пол. Это - «воробышки на крыше» или в «гнездышках». Поодаль сидит «кошка», роль которой исполняет один из детей. «Воробышки полетели»,- говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, т. е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе «в дом».
Котята и ребята.
Подгруппа детей изображает котят, остальные- их хозяева (у каждого 1-2 котенка). Котята на заборчике- на второй-третьей перекладинах лесенки. Хозяева сидят на скамейке. «Молока, кому молока»,- говорит воспитатель, подходит к хозяевам и делает вид, что наливает им молоко в кружки (мисочки, колечки, круги). Котята мяукают - просят молока. Хозяева выходят на площадку (за черту) и зовут: «Кис-кис-кис!» Котята слезают с заборчика и бегут пить молоко. Ребята - хозяева говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть нач¬нет, песенки поет». С последним словом котята убегают, хозяева их ловят. Кто поймал котенка, меняется с ним ролью.
Правила: по сигналу влезать и слезать любым способом; - убегать после слова «поет»; ловить можно только до черты (на расстоянии двух шагов от заборчика).

"Наседка и цыплята"
Дети изображают «цыплят», а воспитатель - «наседку».
На одной стороне площадки огорожено веревкой место- «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50 см).
Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.
Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.
Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезли под веревку и немного побегали по площадке.

"Лягушки"
Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель говорит следующие стихи:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки.
Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек». По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в «болотце» - перепрыгивают через черту - и тихонько присаживаются на корточки.
При повторении игры роли меняются.
Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.

"Попади в воротики"

Дети с помощью воспитателя распределяются парами и встают на расстоянии 4-6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики - из кубиков, кеглей или прутиков. Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота.
Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию воспитателя).

"Кто дальше "
бросит мешочек. 5-6 детей стоят на одной стороне площадки за начерченной линией или положенной веревкой. У каждого по четыре мяча или мешочка с песком. По сигналу воспитателя дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно.
Правила: бросать обязательно одной и другой рукой; бе¬жать за мешочками только по сигналу.


"Попади в круг"

Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на земле) диаметром 1-1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть.
Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться по¬пасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.

"Подбрось повыше"

Воспитатель раздает детям мячи диаметром 12-15 см и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска.
Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.

"Попади в цель"
Воспитатель ставит или подвешивает 2-3 вертикальные цели-это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса с колобком, заяц с корзиной). Перед целями на расстоянии 1,5-2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2-3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.
Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет воспитатель; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.

"Через болото"
На площадке из кирпичиков (плоских фанерок размером 15X20 см) выкладываются 2-3 дорожки длиной 3 м. Расстояние между кирпичиками 10-15 см. 2-3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам.
Правила: вставать только на кирпичики, не касаясь пола: до¬ходить до конца дорожки.


"Курочка и цыплята"

Дети располагаются за веревкой, подвешенной на высоте 25 см. Воспитатель-наседка зовет цыплят гулять. Они перешагивают через веревку и разбегаются по площадке. На сигнал «большая птица» убегают. Воспитатель в это время опускает веревку вниз.
Правила: перешагивать после сигнала, не толкаясь, удерживая равновесие на одной ноге; убегать после сигнала.

"Мишка идет по мостику"

На землю кладут доски (ширина 25 см, длина 2-2,5 м). За ними на высоте поднятой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца доски. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке-медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется.
Правила: идти по скамейке на четвереньках (на ступнях и ладонях); доходить до конца доски.

"Кружись - не упади!"

В играх с ходьбой «Нам весело», «Парами на прогулку», «Солнышко и дождик» вводится кратко¬временное медленное кружение на месте.

"Шире шагай"
На площадке в 2-3 ряда раскладываются обручи (пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60 см), в каждом ряду 5-6 обручей. 2-3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.
Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, но не вы¬ходя за его края, не задевать за обручи.


"Солнышко и дождик"

Дети встают по кругу.-
«Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.
Светит в нашу комнатку».
«Мы захлопаем в ладоши, Хлопают стоя на месте.
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на
Топ-топ-топ-топ! месте.
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши,
Хлоп-хлоп-хлоп
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», Игра повторяется.

"Парами на прогулку"
На одной стороне площадки из шнуров (стульев, стоек) образуют ворота. Дети, держась за руки, встают парами (произвольно, кто с кем хочет), воспитатель помогает им в этом. На сигнал «идем гулять» дети парами проходят через ворота, а затем расходятся по площадке. Здесь они могут попрыгать, присесть - «собираем ягоды, цветы». На сигнал «идем домой» малыши снова встают парами и проходят через ворота.
Правила: идти парами, держась за руки; согласовывать свои движения, не отставать и не опережать; уступать дорогу, проходя ворота.
Усложнение: сделать еще одни ворота и предложить проходить в те ворота, которые окажутся ближе при сигнале «идем домой

«Найди свой домик »
Дети сидят вдоль стороны площадке или комнаты. По сигналу воспитателя «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке кто куда хочет. По слову воспитателя «домой» все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется.

«Мыши и кот»

Дети- «мышки» сидят в «норках»- на стульчиках или скамейке, поставленной вдоль стен комнаты,или сторонам площадки в одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель. Кошка засыпает и только тогда мышки разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает и начинает ловить мышат, которые бегут в свои норки и занимают свои места на стульчиках. После того как все мышки вернулись на свои места, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место, засыпает и игра повторяется.
Воспитатель может использовать в игре игрушечную кошку.

«Поезд»

Дети стоят в колонне по одному по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне- «паровоз» , остальные «вагоны». Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед; вначале медленно,затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении могут произносить звук «чу-чу-чу») .»Поезд подъезжает к станции»,-говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.
Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей.
Первое время воспитатель сам ведет колонну, а затем ставит впереди более активного ребенка. «Птички в гнездышках»
В разных концах площадке или сторон комнаты устанавливается 3-4 «гнезда» (ставятся стульчики или чертятся большие круги). Дети- «птицы» размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя птицы вылетают из своих гнезд и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной то на другой стороне площадки. Дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям (клюют корм). После слов воспитателя «птицы в гнезда» дети бегут на свои места.

«Лохматый пес»

Один из детей изображает «пса» ; он ложится на коврик на живот, голову кладет на протянутые вперед руки. Остальные дети тихонько подходят к нему под чтение воспитателем стихов:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим что-то будет.
Пес вскакивает начинает лаять.дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегаются и прячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

«Воробушки и кот»

Дети стоят вдоль стен на скамеечках на больших кубах или в обручах, положенных на пол. Это- «воробушки на крыше» или «в гнездышках».Поодаль сидит «кошка» , роль которой исполняет один из детей. «Воробушки полетели»,- говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнезда и,расправив крылья, т.е вытянув руки в стороны, бегают в рассыпную по комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробушков, которые должны спрятаться от неё на крыше или гнёздышках, заняв свои места. Поймав воробушков кошка отводит к себе в дом.

«Лягушки»
Посередине площадке чертят большой круг или кладут шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные сидят на стульчиках, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульчиках, воспитатель говорит следующие слова:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут вытянувши ножки.
Дети стоящие по кругу подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения,сидящие на стульчиках, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в болотце перепрыгивают черту – и тихонько присаживаются на корточки.

«Наседка и цыплята»

Дети изображают «цыплят». А воспитатель- «наседку». На одной стороне площадке огороженной веревкой место – «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50 см). Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке. Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.
Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезали под веревкой и немного побегали.

«Береги предмет»

Играющие образуют круг. Один из играющих находится в середине круга (водящий), остальные стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной (и.п) . У ног каждого ребенка лежит кубик (или другой предмет). Водящий старается взять этот кубик. Желая уберечь его, играющий приседает, закрывает кубики руками и не дает до него дотронутся. Как только водящий отходит, играющий встает.

«Огуречик»
В одном конце площадке – воспитатель «ловишка», в другом дети. дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку, произносимую воспитателем:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
По окончанию слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.

«Найди свой цвет»
Дети получают флажки 3-4 цветов: один- красного, другие – синего, третьи – желтого, и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты. В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (красный, синий, желтый).
По сигналу воспитателя «идем гулять» дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По сигналу воспитателя «найди свой цвет» дети бегут к флажку соответствующего цвета. «Найди себе пару»
Для игры нужно приготовить флажки по количеству детей. Половина флажков одного цвета – остальные другого. Дети получают по одному флажку. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. По другому сигналу дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару.
В игре должно принимать не четное количество детей, чтобы один из играющих оставался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят:
Ваня, Ваня не зевай себе пару выбирай.
Затем по удару бубна дети опять разбегаются, и игра повторяется

«Трамвай»
Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадке в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободной рукой они держат шнур, концы которого связаны (один держит правой рукой другой левой). Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флага – желтый, красный,зеленый. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета, и дети бегут трамвай двигается. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флага: если поднят зеленый, движение продолжается, если появился желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет, чтобы можно было снова двигаться

«Догони меня»
Дети сидят на стульчиках, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. «Догони меня»,- предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем. Стараясь поймать его. Затем воспитатель снова говорит: «Догони меня», - и бежит в противоположную сторону. А дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стульчиках и отдыхают. Затем игра возобновляется.
Игру лучше проводить с небольшим количеством детей.

«Лошадки»

Дети становятся парами. В паре один – «лошадка». Другой – «возчик». Используются вожжи, или дети держат друг друга за поясок. Воспитатель говорит:
Поехали, поехали, с орехами, с орехами
К детке по репку, по пареньку,
по сладеньки, по горбатеньки.
С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под проговаривание воспитателя: «Гоп, гоп». бегу до тех пор пока воспитатель не скажет: «Тпру- у». «У медведя во бору»
На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. за чертой, на расстоянии 3-2 шагов от нее, очерчивается место для медведя. На противоположной стороне обозначается линией «дом детей». Воспитатель выбирает медведя. Воспитатель говорит идем гулять. Дети идут и говорят слова:
У медведя во бору грибы, ягоды бегу,
А медведь не спит, все на нас рычит.
Медведь должен сидеть на своем месте. Когда играющие произносят последнее «рычит», медведь с рычанием встает и догоняет детей,которые бегут к себе «домой». Пойманного, медведь ведет к себе.
После того как медведь поймает 3-2, выбирается новый медведь.


«Конники»

Группа детей становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому палку длинной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться друг на друга и не задевать предметы, оборудование находящиеся на площадке.
Во время игры воспитатель может предложить детям двигаться быстрее или медленнее в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования.

«Такси»

Дети становятся внутрь большого обруча(диаметром1м.) , держат его в опущенных руках: один – у одной стороны обода. другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.
Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь- то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание бегать в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

«Зайцы и волк»
Дети- зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет»- зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревья. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой тест:
Заики скачут скок скок
на зеленый на лужок.
Травку щиплют кушают.
осторожно слушают,
Не идет ли волк.
Дети выполняют действия о которых говорится в стихотворении. С окончанием появляется волк и начинает ловить зайцев.
Ребенок, исполняющий роль волка. Должен быть подальше от кустов, где прячутся дети. «Кролики»
В одной стороне комнаты полу кругом расставлены стулья, сидениями внутри полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети становятся с сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки- кролики сидят в клетках. Воспитатель сторож подходит к клетка и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим выползают из под стульев, а затем прыгают продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки!» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.
Воспитатель должен следит за тем, чтобы дети, проползая под стульями, старались не задевать их спинами. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или положенные на сиденья стульев палки, рейки.

«Где звенит колокольчик»
Дети сидят или стоят по одной стороне комнаты. Воспитатель просит их отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время няня с колокольчиком прячется от них, например за шкаф. Воспитатель предлагает послушать на звук где звенит колокольчик, и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук, находят его, затем собираются около воспитателя. Тем временем няня переходит в другое место – и игра повторяется.
Дети не должны смотреть, куда прячется няня. Для этого воспитатель собирает его около себя и отвлекает их внимание. Звонить в колокольчик сначала надо тихо потом громче.

«Не опаздывай»
Воспитатель раскладывает на полу кубики. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, по сигналу «Не опаздывай!» бегут к кубикам. Первоначально дети могут подбегать к любому свободному предмету, постепенно они привыкать занимать свое место. При повторение игры можно предложить бегать детям как лошадки
Во время игры воспитатель следит, чтобы дети дальше убегали от кубиков, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.


« Куры в огороде»

Посередине площадки ограничивается большое пространство – огород. С одной стороны его дом сторожа, с другой – курятник, в нем куры дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур в огороде и гонит их – хлопает в ладоши, приговаривая «кыш-кыш». Куры убегают, подлезают под шнур прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.
Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч …. По сигналу дети выбирают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свой домик» занимают домики.
Дети должны бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваться; не подбегать к домику до сигнала «Скорее в круг»
На площадке чертят круг диаметром 4 метра в середине – круг поменьше диаметром 2 метра. дети ходят друг за другом за большим кругом. Между большим и малым кругом ходит воспитатель. На сигнал скорее в круг дети стараются вбежать в маленький круг, воспитатель ловит их, пойманные останавливаются на месте. Затем они снова становятся в круг.
Усложнение: воспитатель выбирает себе помощника.

«У ребят порядок строгий»
По первому сигналу играющие разбегаются из шеренги врассыпную и произносят речевку6 «У ребят порядок строгий, знают все свои места, ну, трубите веселее: тра-та та, тра-та- та». По второму сигналу все быстро строятся в шеренгу.
Сначала можно вставать на свободные места, но к концу года на свое место. «Мой веселый звонкий мяч»
Дети становятся в круг воспитатель с корзиной маленьких мячей в центре. Все вместе произносим слова:
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь
Красный, жёлтый, голубой
Не угнаться за тобой
По окончанию слов воспитатель подбрасывает мячи в верх так что бы они разлетелись в разные стороны. Дети должны быстро собрать их назад в корзину.


«Ровным кругом»

Дети взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят:
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг, стой на месте!
Дружно вместе,сделай вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движения, которые показывает воспитатель, например повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.


«Тишина»

Дети ходят врассыпную по залу. Воспитатель говорит следующие слова:
«Тишина у пруда не колышется вода
Не шумит камыш, засыпает малыш».
Как только воспитатель закончил говорить слова, дети ложатся на пол и имитируют сон.
Воспитатель ходит между детьми и отмечает, кто крепко спит.

Цели: прививать желание заботиться о птицах; обратить внимание на форму, размер и части птиц; учить различать птиц по размеру – большие и маленькие, называть некоторых птиц, описывать, что и как они клюют, кто кормит птиц; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход прогулки

1. Наблюдение. Перед прогулкой оставить корм для птиц в кормушке. Рассмотреть и рассказать, какие птицы прилетели к кормушке. (Быстрые, яркие, смелые.) Какие части тела заметили у птиц? (Хвост, клюв, голова, глаза, крылья.) Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый, птицы клюют и перелетают на новое место.) Как птицы кричат? Как прыгают?

2. Загадки о птицах.

Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По двору гуляет, крошки подбирает. (Воробей )

Чик-чирик к зернышкам прыг,
Клюй – не робей.
Кто же это? (Воробей )

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону), игровая деятельность.

1. Подвижная игра “Воробушки и кот”.

Вариант 1.

Цель: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место.

Ход игры: воспитатель выбирает одного ребенка – это кот; остальные дети – воробушки. Кот – спит, воробушки – разлетаются по всей площадке в разные стороны и ищут зернышки. Просыпается кот, он потягивается, произносит мяу-мяу и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.

Вариант 2.

Цели: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место; развивать ловкость, навыки игры в коллективе сверстников, умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий – “кот” встает в середину круга. “Воробушки” то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают “зерна” (внутри круга рассыпаны фишки). “Кот” бегает по кругу и старается поймать их. “Воробушек”, до которого дотронулся “кот”, все собранные “зерна” высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных “воробушков”.

Разновидность игры “Ловишки”, но в роли “ловишки” выступает “кот”.

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5-10 м (в зависимости от возраста играющих детей). За первой линией находится “дом воробушков”. Воспитатель стоит за другой линией, выбрав из числа играющих детей одного, выполняющего роль “кота”. Он сидит рядом с воспитателем и “спит”. Воспитатель говорит: “Кот спит. Воробушки, полетели!”. После этих слов воспитателя “воробушки” покидают свой “домик”, бегают по игровой площадке между двумя линиями, руками- “крылышками”, изображая полет птички, останавливаются и снова бегают.

Воспитатель говорит: “Кот идет!”. Эти слова служат для “кота” сигналом ловить “воробушков”, а для “воробушков” они означают, что необходимо немедленно спасаться и скрыться за чертой в своем “домике”.

Пойманного “воробушка” “кот” отводит в свой “домик”, а игра начинается сначала, но уже без участия пойманного.

Вариант игры: вместо проведенной линии “домиками” для “воробушков” могут служить начерченные на игровой площадке круги, а также скамеечки, кубы или большие обручи.

Смену “кота” воспитатель проводит после 3-5 пойманных им “воробушков”.

1. Подвижная игра “Попади в круг”.

Цель: развивать умение бросать предметы в определенное место двумя и одной рукой, развивать глазомер, координацию движений и ловкость.

Ход игры: дети стоят на одной линии, на расстоянии 2-3 шагов от лежащего обруча или корзины. В руках у детей мешочек с песком или мяч, по сигналу воспитателя они бросаю мешочки или мячи в цель, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.

Указания к применению: мешочки надо бросать правой и левой рукой.

IV. Трудовая деятельность.

Цель: побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка игрушек перед уходом с прогулки).

Солнышко лучистое улыбнулось весело

Цели: дать понятие о солнце как о небесном светиле, которое освещает все вокруг и согревает растения, животных, землю, воду; развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание; учить радоваться ясному деньку, теплому солнечному лучику; обратить внимание на вечернее солнце, заход (закат) солнца, светлое небо; слияние с земной поверхностью, рассеивание солнечного света.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. Ежедневно обращать внимание детей на солнце. Какая погода сегодня? (Пасмурная или ясная.) Какие участки освещены во время вечерней прогулки? назвать предметы, которые освещает солнце во время вечерней прогулки: “Сейчас солнце освещает наши цветы, песок и т.д.”. как греет солнышко? (Тепло.) Как солнышко выглядит? (Круглое, яркое, желтое, теплое.)

2. Эксперимент. Могут ли наши руки почувствовать солнышко? Что посылает солнышко к нашим ладошкам? (Дети за воспитателем тянут руки к солнцу, ладошками вверх, чтобы они ощутили солнечное тепло.) Что произойдет с природой, растениями, животными и людьми, если все время будет ночь? (Рассуждения детей.) После этого дети играют с солнечным зайчиком.

3. Потешки и народные песенки.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Детки-малолетки.
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.

4. Примета.

Солнце вечером покраснело – день будет ветреный.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками), игровая деятельность.

Подвижная игра “Солнышко и дождик”.

Цель: учить детей внимательно слушать слова и выполнять по ним движения (можно ходить врассыпную и перешагивать через ленточки или же, по слову воспитателя, покружиться и присесть, во время бега врассыпную, по сигналу найти свободный листочек и встать на него).

Ход игры: перед началом игры познакомить малышей с ситуацией: “Если светит солнышко, то всем весело, птички поют песни, летают бабочки и жуки, на цветочках пчелки сидят. Но вот подул ветер, солнышко закрыла туча, и пошел дождик, а птички и бабочки куда-то спрятались”.

Спросить детей, а куда спрячутся они, если пойдет дождик? Конечно, под зонтик! Сообщить малышам название игры, и по словесному сигналу “Солнышко светит” дети начинают бегать по площадке.

Если игра проводится осенью, можно приготовить листочки, разбрасывать их на земле, малыши бегают между листьями, им весело.

Воспитатель читает маленькое стихотворение:

Быстрые ножки выбрали дорожку,
По дорожке я бегу,
Остановиться не могу.
Ах, какие! Ох, какие!
Наши детки озорные!

Воспитатель. Солнышко спряталось за тучку, и закапал дождик.

Малыши останавливаются, поднимают ладошку, стучат по ней пальчиком и медленно произносят: “Ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап”.

“Но вот дождик пошел сильный-сильный”, - сообщает воспитатель и открывает зонтик, дети бегут и прячутся под ним.

Воспитатель. Какой сильный дождик! Как он капает! “Кап, кап, кап, кап!”

Малыши повторяют слова быстро-быстро. Дети стоят под зонтиком, воспитатель, подражая дождю, стучит по зонтику и произносит:

Дождик, дождик, веселей –
(Дети поют песенку дождя.)
Капай, капай, не жалей!
Ты по зонтику стучи
(Кап, кап, кап! кап, кап, кап),
Только нас не намочи!
(Кап, кап, кап! кап, кап, кап.)
Дождик, дождик
(Дождик проходит, капельки падают
редко: ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап),

Что ты льешь,
Погулять нам не даешь?
(Дети выходят из-под зонтика, поднимают руки, а на ладошки дождик не капает.)

Воспитатель. Дождик прошел, выглянуло солнышко, и детки пошли гулять.

Указания к проведению: дети могут кружиться вокруг листочков, бегать и ходить врассыпную. Всякий раз при повторении игры предлагать другие интересные и доступные для детей движения.

После быстрого бега следует перейти на ходьбу, идти тихо-тихо на носочках.

V. Трудовая деятельность.

Цели: учить осуществлять совместные элементарные трудовые действия (вымыть игрушки, положить на солнышко, чтобы просохли, подвести детей к выводу о том, что предметы на солнце высыхают); перед уходом в группу собрать игрушки.

VI. Рефлексия.

…Я скажу вам не тая –
Жить без солнышка нельзя! О. Чусовитина

…Ты идешь и слышишь вслед,
Как солнце говорит: “Малыш, привет!” О. Чусовитина